Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. ФОРУМ Святой источник » Общение » Чтения » Курсовая работа по экоогическому мониторингу
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Курсовая работа по экоогическому мониторингу

Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 02:21, 11.10.2009
Надо начирикать курсовик про мониторинг экологический какой небудь лабуды... ну чтож начнём...


вот нашёл в википедии

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Уровни экологического мониторинга:
- Глобальный;
- Государственный;
- Региональный;
- Локальный.
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
- о состоянии окружающей среды;
- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (то есть об источниках и факторах воздействия);
- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
- о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:
- наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
- оценку фактического состояния среды;
- прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание то, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Основные задачи экологического мониторинга:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния природной среды;
- прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, области, края, республики в составе федерации.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 02:26, 11.10.2009
вот одна глава готова:

1.1. Общие понятия экологического мониторинга

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Уровни экологического мониторинга:
- Глобальный;
- Государственный;
- Региональный;
- Локальный.
Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
- о состоянии окружающей среды;
- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (то есть об источниках и факторах воздействия);
- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
- о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:
- наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
- оценку фактического состояния среды;
- прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание то, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Основные задачи экологического мониторинга:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка фактического состояния природной среды;
- прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, области, края, республики в составе федерации.
В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно целенаправленном длительном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой описаны еще в первом веке нашей эры в "Естественной истории" Гая Секунда Плиния (старшего). Тридцать семь томов, содержавших сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории, служили наиболее полной энциклопедией знаний до эпохи средневековья.
Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы целенаправленных повторных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.
В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.
В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

(здесь картинка которую мне в лом суда засовывать)

Рис.1. Блок-схема системы мониторинга.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:
- о состоянии окружающей среды;
- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e., об источниках и факторах воздействия);
- о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
- о существующих резервах биосферы.
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г." определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:
- наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
- оценку фактического состояния среды;
- прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Термин “контроль”, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.
Федеральный закон РФ содержит в себе статью 63, которая называется “Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)”. Данная статья дает понятие государственного мониторинга окружающей среды, порядка и организации и осуществление государственного мониторинга и информации о состоянии окружающей среды ее изменении и т.д.
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменений, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.
"Толковый словарь по охране природы" определяет экологический контроль следующим образом:
- Контроль экологический — деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.
- Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ "Об охране окружающей природной среды".
Статья 68. Задачи экологического контроля.
1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.
Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 3 отправлено 02:35, 11.10.2009
[b]вот ещё глава:[/b]


Общественный экологический контроль и мониторинг

История вступления общественных активистов в должность инспекторов по охране природы началась еще в советские времена, в те годы роль общественности в качестве независимой контролирующей структуры была весьма сомнительна. Дружинники действовали под прикрытием легальных природозащитных ВООП, добровольных обществ охотников, рыболовов, а также других официальных организаций, и, прежде всего комсомола. В этот период движение не имело непосредственных отношений с органами государственной власти, хотя, как тогда говорилось, "дружины выполняют ту работу, которую не успевает делать государство".
За последние десятилетия ситуация кардинально изменилась и сегодня общественное экологическое движение имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
На общественной арене с успехом действуют десятки природоохранных организаций, на базе которых осуществляются мероприятия по ведению большинства видов экологического контроля.
Вот какое определение дается экологическому контролю в "Толковом словаре по охране природы":
Контроль экологический - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственных и общественный экологический контроль
Проводятся рейдовые проверки с целью выявления и предотвращения нарушений природоохранного законодательства, к ним относятся: лесная инспекция, охотинспекция, инспекция рыбоохраны, а также инспекция по работе с жалобами населения в городах.
Сегодня ключевым моментом в работе общественников является поиск точек соприкосновения с государственными природоохранными структурами. Именно диалог со специально уполномоченными природоохранными ведомствами позволяет наиболее широко и с наиболее полным спектром возможностей выполнять свои природоохранные функции НКО.
Говоря же о некоторой независимости общественных активистов по охране природы, не следует забывать о том, что эта свобода является весьма условной, так как любая деятельность в нашей стране, в том числе и природоохранная, не должна противоречить законам, как минимум, а любая контролирующая деятельность - следовать в строгом порядке существующим официальным инструкциям, служебным запискам и т.д.
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменениями погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций.
Идея использования нового термина "мониторинг" в природоохранной практике впервые была озвучена в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды, который стал альтернативой термину "контроль".
Из латинского слова Monita - означающее напоминание, увещевание, предсказание, предупреждение, было образовано английское слово monitoring, которое переводится как "слежение"
Основная цель, которую ставит перед собой общественный экологический мониторинг - повышение доступности экологической информации для общественности.
Таблица. 1 Классификация экологического мониторинга
Мониторинг источников воздействия Источники воздействия:
Мониторинг факторов воздействия Факторы воздействия:
Физические Биологические Химические
Мониторинг состояния биосферы Природные среды
Атмосфера Океан Поверхность суши с реками и озерами, подземные воды Биота
геофизический мониторинг Биологический мониторинг

Общественный экологический мониторинг может выполнять следующие функции:
- Повышение оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 4 отправлено 02:41, 11.10.2009
вот последня и вроде первая глава оформлена... сейчас какой небудь пример надо найти.....


1.3. Государственный экологический мониторинг

Структура государственного экологического мониторинга, распределение ответственности
ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.


Рис.2. Поток информации в иерархической системе ОГСНК.

В обработанном и систематизированном виде полученная информация представлена в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др. До конца 80-х годов все кадастровые издания имели гриф "Для служебного пользования", затем в течение 3-5 лет были открытыми и доступными в центральных библиотеках. К настоящему времени массивные сборники типа "Ежегодных данных..." в библиотеки практически не поступают. Некоторые материалы можно получить (приобрести) в региональных подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Таблица. 2).








Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.


КЭ

ГМ
СЭ
ПР
Зем
Лес
Сель
Стр.
Стат

Состояние /загрязнение
Воздух w w W
Вода w w W W W w
Почвы w w W V w W
Растительность w w W W
Животный мир w w W

Использование
Вода w W w w
Земли V w W w w
Минералы W w
Растительность v W W w w
Животный мир v W w

Выбросы/отходы
Возд. выбросы w W W w w
Сбросы сточ. вод w W W w w
Твердые отходы w W w w
Опасные отходы w W V w
Радиоакт. отходы w W W V w

Защита и восстановление
Воздух w W w
Вода w W W w
v
Почвы w W w w w
Минералы W
Растительность w W w w

W - существенный объём информации, v - ограниченная информация, отдельные вопросы
Сокращения: КЭ — Государственный комитет РФ по экологии; ГМ — Росгидромет, СЭ — Госсанэпиднадзор, ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес — Рослесхоз, Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:
- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;
- доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы ОГСНК, принятую в Росгидромете.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 5 отправлено 03:13, 11.10.2009
вот список литературы к курсовику


Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции 31 декабря 2005г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции 31 декабря 2005г.).
4. Баталов А.А.Лесные проблемы Самарской области:актуальность и перспективы решения // Леса Самарской области: соврем.состояние и перспективы.-М Самара, 2006.-С.3-5.
5. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Самарской области в 2007 году», - Самара, 2008
6. Лебедев Ю.В. и др.Устойчивое управление лесами Урала/Лебедев Ю.В.,Ковалев Р.И.,Прешкин Г.А. // Леса Самарской области. состояние и перспективы.- Самара, 200.16-17
7. Леса Самарской области: современное состояние и перспективы . Материалы научно практической конференции. - Самара, 2007 г
8. Мосягин В.И.Проблемы экологизации лесного комплекса.-СПб.:ИПО ЛТА, 2005.-355 с. -Библиогр.: с.337-351
9. Новиков Ю.В. Экология,окружающая среда и человек: -М: ФАИР_ПРЕСС,2002.-560с.
10. Почвенно-лесорастительное районирование РБ, ведение лесного хозяйства и охрана природы. – Самарский экологический вестник, 2008г, №2, стр.3-7
11. Проблема охраны окружающей среды Уральского региона: Тезисы докладов. – Екатеринбург, 2007 г
12. Чурагулов Р.С. Экология лесов Южного Урала. М.: ПОЛТЕКС,2000.434с.
13. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Под общей редакцией проф., д-ра геогр. наук В.Г. Глушковой – М.: Московский Лицей,2002. – 288с.
14. Хван Т.А. Промышленная экология. - М.: Феникс, 2003.
15. Дьяков А.Ф. Основные направления развития энергетики России. - М.: 2005.
16. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2008.
17. Кваша А. Что такое демография - «Москва-мысль» 2003.
18. Ратанова М.П. Экологические основы общественного производства. – СГУ, Смоленск; 2009.


надо ещё добавить чтобы было 25 источников
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 6 отправлено 03:31, 11.10.2009
вот начирикал один параграф практической части

2.3. Воспроизводство лесных ресурсов Самарской области

В 2007 году в лесном фонде заложено расчетных культур крупномерным посадочным материалом на площади 774 гектара при задании 500 гектаров.
Средневзвешенная приживаемость однолетних лесных культур закладки весны 2003 года на площади 9534 га составила 88,1% при нормативной 82%, весны 2001 года на площади 10025 га составила 79,9% при нормативной 74%.
Сохранность 5-летних лесных культур 2005 года производства составила 71,9%.
Весной и осенью 2007 года с целью улучшения состояния лесных культур, имеющих низкую приживаемость, произведено их дополнение на общей площади 9107 гектара при задании 8234 гектара.
Лесовосстановительные работы, проведенные в 2007 году механизированным способом: посадка леса на площади 1639 гектара, или 17,1%.
Уход за лесными культурами проведен на площади 55905 гектаров, из них механизированным способом 3900 га или 7,0%.
Содействие естественному возобновлению леса проведено на общей площади 2327 гектаров.
Лесхозами Объединенного главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области, в 2007 году введено молодняков в категорию ценных насаждений на площади 22973 гектаров при задании 20000 гектаров, в том числе за счет:
- Лесных культур на вырубках и непокрытых лесом землях - 13425 га;
- Лесных культур, созданных в порядке реконструкции малоценных насаждений и под пологом леса – 423 га;
- Проведения мер содействия естественному возобновлению леса на вырубках и других, не покрытых лесом землях – 7114 га;
Вырубок, оставленных под естественное заращивание, возобновившихся хозяйственно- ценными древесными породами, а также лиственных молодняков, переведенных в результате рубок ухода в хвойные и твердолиственные, а в лесодефицитных районах (лесостепных зонах Самарской области), мягколиственные – 2011 га.
В отчетном году проведена подготовка почвы под лесные культуры, на площади 9500 га.
В 2008 году заложено защитных лесных насаждений на площади 451 га, в том числе полезащитных лесных полос на площади 131 нга, противоэрозионных лесных насаждений 320 га.
Все защитные насаждения заложены в весенний период. В счет выполнения задания противоэрозионных лесных насаждений на сельскохозяйственных землях заложены:
- Облесено берегов рек и водоемов – 14 га;
- Заложены придорожные лесные полосы – 44 га.
Из общего объема противоэрозионных овражно-балочных насаждений заложены на крутых склонах – 15 га, в том числе методом террасирования- 10га.
Приживаемость полезащитных лесных полос первого года роста составила 82,6% при нормативной 69%, третьего года роста – 70,7% при нормативной 63%.
Приживаемость овражно-балочных насаждений первого года роста составила 87,7% при нормативной 69%, третьего года роста – 73,1% при нормативной 63%.
Всего из проинвентаризованных одно-, трех-, пятилетних защитных насаждений 1038 га, в том числе полезащитных лесных полос – 293 га, противоэрозионных лесных насаждений – 745 га.
Из общего объема защитных лесных насаждений заложено крупномерным посадочным материалом-саженцами на площади 57 га.
Леса относятся к исчерпаемым,но возобновляемым ресурсам. Поэтому к главным задачам лесного хозяйства, наряду с охраной лесов от пожаров, борьбой с вредителями и болезнями леса, относится и лесовосстановление, обеспечивающее не только восстановление пройденных вырубками и пожарами насаждений, но и расширенное воспроизводство лесов на непокрытых лесной растительностью землях.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 7 отправлено 03:39, 11.10.2009
вот ещё один параграф

2.2 Рекреационное использование лесов Самарской области

Рекреационное лесопользование имеет огромное значение для повышения ресурсного потенциала общества. Однако следствием стремления к загородному отдыху стал заметный экологический ущерб, который наносится природе отдыхающими. Рекреационные нагрузки на лесных территориях растут, вызывая ухудшение качественного сосояниялеса, а в некоторых случаях и его полную деградацию. Снижаются санитарно-гигиенические, водоохранные и почвозащитные функции природных лесов, теряется их эстетическая ценность.
Лесам наносят ущерб туристы (портят деревья, кустарники,траву), автомашины. Механическое воздействие вызывает уплотнение почвы и повреждает ломкие лесные травы.
С уплотнением почвы деградирует состояние древесно-кустарниковой растительности, ухудшается питание деревьев, так как на высоких вытоптанных участках почва становится суше, а на пониженных – переувлажненной. Ухудшение питания ослабляет деревья, задерживает их развитие. Заметно уменьшается ежегодный прирост, особенно хвойных деревьев.
Сбор грибов, цветов и ягод подрывает самовозобновление некоторых видов растений. Костер на 5-7 лет полностью выводит из строя клочок земли, на котором он был разложен. Обламывание ветвей, зарубки на стволах и другие механические повреждения способствует заражению деревьев насекомыми вредителями. В связи с создавшейся ситуацией установлены предельно допустимые рекреационные нагрузки на лес. Рекреационные нагрузки подразделяются на безопасные (включающие как низкие, так и предельно допустимые), опасные, критические и катастрофические.
Безопасной можно считать нагрузку, при которой в природном комплексе не происходит необратимых изменений, не утрачивается восстановительная сила. Предельно допустимая рекреационная нагрузка приводит природный комплекс к порогу устойчивости.
Если природный комплекс переходит порог устойчивости, рекреационная нагрузка считается опасной. Критическим считаются нагрузки, при которых резко угнетается растительное сообщество. Катастрофические нагрузки вызывают нарушение связей как между природными комплексами, так и между их составными частями.
Исходя из этого, можно сказать, что особенно тяжелые рекреационные нагрузки испытывают леса городских поселений, как естественные ,так и высаженные. Например, для города Уфы, который занимает первое место в Западной Европе по количеству естественных лесов в черте города, часто характерна опасная, а в некоторых районах и критическая степень нагрузки на лесной массив. Один из наиболее подверженных лесных массивов города – Парк Лесоводов Самарской области.
В пожароопасном периоде 2007 года в лесном фонде республики было зарегистрировано 304 случая лесных пожаров на территории 39 лесхозов. Общая площадь лесных пожаров составила 2746 га, средняя площадь одного пожара – 9,03 га. Более трети пожаров потушены в день их обнаружения.
Причиненный пожарами ущерб лесному хозяйству составил 4 млн.856,5 тыс руб., в том числе потеря древесины на корню в объеме 3125 м³ на сумму 1млн. 441,6 тыс. руб., погибло хвойных молодняков на 182 га сумма ущерба составила 1 млн. 209,3 тыс.руб. Расходы по тушению пожаров составили 1 млн. 291,7 тыс. руб.
Ежегодно в области гибнет определенное количество лесов. Так, в гослесфонде за 2006 год погибло 152 га лесов, из них 27 га с преобладанием хвойных пород. Основной причиной гибели лесов явились вредители и болезни леса, по этой причине погибло 133 га насаждений.
Наибольшая гибель лесов наблюдалась в 2005 году, погибли лесные культуры вследствие неблагоприятных климатических условий, гибель 95% всех погибших насаждений, или 2310 га лесов, объясняется именно этой причиной.
Леса Самарской области подвергаются в различной степени неблагоприятным воздействиям пожаров, изменения уровня грунтовых вод, ураганных ветров, промвыбросов. повышенной рекреационной нагрузки, вредных насекомых, мышевидных грызунов, копытных, возбудителей болезней, а также комплексу вышеперечисленных факторов.
Накопление в насаждениях перестойной древесины, в следствие неполного освоении расчетной лесосеки, продолжает ухудшать санитарное состояние лесов и создавать благоприятные условия для возникновения и развития очагов болезней и столовых вредителей.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 8 отправлено 03:55, 11.10.2009
Заключение

Общая площадь лесов Самарской области составляет 726,5 тысячи гектаров. Хвойные насаждения, наиболее подверженные возгоранию, занимают 13% от всей покрытой лесом площади.
Все леса области выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические функции, часть лесов является особо защищенными участками и памятниками природы.
Наибольший удельный вес в хвойном хозяйстве имеют насаждения с преобладанием сосны (68,9% хвойного хозяйства), произрастающие преимущественно в горно-лесной зоне республики. Еловые древостои занимают 23,2%, пихтовые – 4,1%, лиственничные – 3,8% от площади хозяйства.
На сегодня твердолиственные породы в сравнении с 1966 годом уменьшились на 46%, при чем это уменьшение, в основном, происходит за счет низкоствольного (порослевого) дуба в западной части республики, а также дуба высокоствольного (семенного) в горной лесной зоне Архангельского и Белорецкого районов. Основная причина уменьшения площадей твердолиственных насаждений в целом. К этому следует добавить и то, что Уральскими горами заканчивается ареал распространения дубовых насаждений на восток.
Динамика породного состава в области показывает незначительное увеличение площади мягколиственного хозяйства. Это объясняется низким спросом на древесину мягколиственных пород и, как следствие, сокращением использования расчетной лесосеки. Частично эти изменения произошли в результате произошли в результате уменьшения площадей твердолиственных пород и увеличения площадей, занятых липняками. Лесоустройство последних лет отмечает, что при выпадении из состава дуба низкоствольного в смешанных дубово-липовых насаждениях происходит замена преобладающей породы на липу.
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 9 отправлено 04:10, 11.10.2009
а вот введение



Введение

Ответственность человека за судьбу биосферы, а следовательно, и за будущее человечества родилась в качестве альтернативы воззрению на мир как на безграничную кладовую ресурсов.
Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.
Актуальность темы обуславливается тем, что качество окружающей среды и анализ потенциальных возможностей ее основных экологических составляющих предполагают четкую организацию мониторинга системы наблюдений и контроля за ее состоянием. При этом токсикологические аспекты всестороннего анализа окружающей среды в условиях современного экологического кризиса приобретают особую значимость.
Жизнь заставляет общество создать систему внешнего регулирования – в систему норм прав, охраняемых силой государства.
Научно-техническая деятельность человечества в конце ХХ века стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. Тепловое, химическое, радиоактивное и другие загрязнения окружающей среды в последние десятилетия находятся под пристальным вниманием специалистов и вызывают справедливую озабоченность, а иногда - и тревогу общественности. По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.
В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека.
Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.
Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.
Предмет курсовой работы раскрыть сущность экологического мониторинга на конкретном примере.
Объект курсовой работы экологический мониотринг.
Цель курсовой работы рассмотреть экологический мониторинг лесов Самарской области. Из данной задачи вытекают следующие задачи:
- Раскрыть сущность экологического мониторинга;
- Рассмотреть общественный экологический мониторинг окружающей среды;
- Показать систему государственного мониторинга окружающей среды;
- Рассмотреть подробно экологический мониторинг лесов Самарской области.
Задачи обуславливают структуру работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав и заключение. В конуе приводится список использованной литературы.


ПЕЧАТАЮ
Активист
  1. Оффлайн
  2. Посетители
  3. 202 сообщений
  4. Сообщение
  5. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 10 отправлено 04:24, 11.10.2009
а вот оглавление

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические предпосылки экологического мониторинга в России……6
1.1. Общие понятия экологического мониторинга……………………………6
1.2. Общественный экологический контроль и мониторинг………………...11
1.3. Государственный экологический мониторинг…………………………..14
1.4. Промышленные выбросы и их влияние на лесную растительность……18
2. Экологический мониторинг состояние лесов Самарской области………..23
2.1 Загрязнения промышленными выбросами в зоне произрастания
лесов Самарской области………………………………………………………23
2.2 Рекреационное использование лесов Самарской области……………….26
2.3. Воспроизводство лесных ресурсов Самарской области………………...29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………………..33

усё наклепал курсачёк.... с пивком потянет.....
dmsamoilov
  1. Гости
Полезность: 0 | сообщение № 11 отправлено 22:02, 16.06.2016
Если нужна курсовая работа, то порекомендую обратиться:
http://reflance.ru/

Сделают в кратчайшие сроки.

Последний раз редактировал svyato 09:45, 22.06.2016
 
Поделиться темой:
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.