Регистрация

   Форум

Сайты. Ссылки. Обсуждение дизайна и содержания. Новости христианского рунета. Поиск сотрудничества.

Христианство в интернет

Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:14, 24.10.2008
Введение


Целью данной работы является обзор существующих на сегодняшний день информационно-коммуникационных процессов, происходящих в духовной жизни современных граждан и построение прогноза на будущую деятельность основных религий в условиях максимального проникновения ИКТ технологий в жизнь граждан.
Несмотря, на очевидную инертность руководителей ведущих мировых религиозных конфессии, на сегодняшний день степень их проникновения в «сеть» можно оценить достаточно высоко. Хотя, можно отметить, что разные религии справляются с этой задачей по-разному.
В данной работе я постараюсь рассмотреть деятельность официальной православной церкви (РПЦ).
Данная работа не преследует задачу оценки какой либо из религий на предмет ее «правильности» или «истинности». Я намеренно буду избегать некорректных формулировок.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:14, 24.10.2008
Методика анализа.

Для проведения сравнения хочется выделить некоторые критерии оценки предоставляемых конфессиями «услуг».
Прежде всего, будет оценена информационная доступность церковных материалов и основных институтов церквей. Оценка будет дана на основе анализа присутствующих в сети официальных религиозных ресурсов.
Второй предложенный мной критерий – отношение глав церквей и активных общественных деятелей от конфессии к виртуальным духовным коммуникациям и их развитию.
Третьим критерием будет миссионерская деятельность в Интернет. Наиболее тяжело поддающийся оценке параметр. Тут придется покопаться на различных религиозных форумах и дать оценку деятельности официальных деятелей.
Кроме того, будет дана небольшая динамика развития присутствия выбранных конфессий в сети, на основе которой, если получится, я постараюсь дать прогноз относительно будущего духовных коммуникаций в сети Интернет.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:15, 24.10.2008
Православная Церковь

В современных условиях существования нашего гражданского общества, когда зло и насилие приобретают все большую силу, Церковь Христова с большей ответственностью воспринимает свое служение. Проповедь о нерушимых нравственных ценностях, о любви к ближним, Отечеству, противостояние пропаганде насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения, - вот ориентиры современного социального служения Церкви Христовой.
Наша задача - помочь людям в их духовном и нравственном возрастании. И если современный человек активно пользуется компьютером, Интернетом, телевидением и радио, то и Церковь в своем миссионерском служении не может этих средств чуждаться. В этой связи хочу еще раз подчеркнуть, что взаимодействие с российским интернет-сообществом - одна из важных задач Русской Православной Церкви.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Русская православная церковь является хранителем традиций второго основного направления христианской церкви – Православия. Кроме того, она называется ортодоксальной, что накладывает определенные ограничения на ее деятельность – все новое проверяется трижды.
Коснулась это и Интернета. В 90 годы РПЦ была практически не представлена в сети, а теологи с упоением доказывали дьявольские основы Интернета. На самом деле, это не прошло даром. Во многом с легкой руки РПЦ, Интернет называется помойкой и пристанищем дьявола. Но сеть росла. Росли и молодые священники, в миру знакомые с сетью не понаслышке. Влияние Интернет на общественное сознание стало крепнуть.
В качестве примера того, каким образом в конце 90-х священники РПЦ относились к компьютерам, я хочу привести цитату известного православного публичного деятеля отца Андрея Кураева1:

…Неприятие компьютера многими церковными людьми не есть проявление некоей сугубой нашей "мракобесности". Просто, с одной стороны, это понятное (и отчасти возрастное) психологическое отторжение того, что "не мое". С другой стороны, я уже объяснял, эта реакция обусловлена тем, что первоначально эта зона была занята как раз нецерковными людьми и религиозное присутствие в Интернете было скорее сектантским, а иногда и прямо сатанинским. Оттого первая реакция была – просто отшатнуться. Самоизолироваться. И лишь потом пришла реакция более здравая: войти в этот новый дом, чтобы повлиять на его погоду, сделать хотя бы часть его потеплее и посветлее. …2

Однако политика церкви начинала меняться и на постепенно ее присутствие в сети начало расти. В следующем разделе я постараюсь ответить на вопрос, что же представляет РПЦ в сети на данный момент.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:16, 24.10.2008
Первый официальный сайт РПЦ – появился в сети в 1997 году. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II лично приветствовал открытие этого ресурса. После этого. Мало по мало в сети начали появляться сайты различных представительств и епархий, монастырей и приходов, православных газет и журналов. Все эти сайты существуют и по сей день. За частую, в первозданном виде. Информация на них редко обновляется.
Вот что написал в Николай Митрохин в 2001 году о ресурсах РПЦ в своей книге «Интернет — миссионерское поле или зона межконфессионального противостояния?»3:
…Таким образом, и первый сайт РПЦ, принадлежащий Отделу внешних церковных сношений (ОВЦС), и последовавшие за ним вскоре два крупных проекта, финансировавшиеся Московской патриархией: сайты «Православие в России» (1997 г.) 4 и «Русское православие» (1998 г.) занимались не миссионерской работой, а работой с информацией. Как и говорил патриарх, они были созданы для того, чтобы связать церковное «начальство» с церковными же «низами», а также дать возможность желающим светским гражданам познакомиться с официальной позицией церкви по некоторым вопросам.
Подобная направленность официальных церковных сайтов была вызвана полным развалом работы центральных СМИ РПЦ в середине 90-х годов. Интернет оказался дешевым и доступным средством переброса информации из центра церковной жизни в многочисленные провинциальные епархии, которые не хотели подписываться на дорогой и малоинформативный «Журнал Московской Патриархии». В настоящее время информация, полученная «из Интернета», в том числе с упомянутых церковных сайтов, составляет основу новостного блока епархиальных и приходских газет.
….
На 2006 год, мало что изменилось в концепции официального сайта. ОН по себе представляет собой библиотеку документов, связанных с официальной деятельностью РПЦ, книжную библиотеку, безусловно необходимую прихожанам, а так же набор аналитических статей и высказываний церковных деятелей о всех аспектах мирской жизни. Типичный информационный портал. Однако! На сайте отсутствует даже форма для обратной связи. Не говоря уже о форуме.
Если перейти в раздел «Православный Интернет» и внимательно поискать среди официальных сайтов поместных и епархиальных церквей, можно найти несколько интересных «проектов», которые хотелось бы описать в этой работе.
На первом месте стоит сайт «Патриарх-детям»4. Очень интересный проект с точки зрения того, что веру надо воспитывать с пеленок. Сайт красочен и прост. Оригинальная концепция меню, большое количество интерактивных разделов среди которых присутствуют игры, викторины и интересные тексты. Но отсутствует какая бы ни было обратная связь. Начинает складываться мнение, что Интернет деятели от РПЦ боятся полемики на официальном сайте. А это значит, что та ортодоксальность. Несмотря на внешний лоск и современность, все еще глубоко внутри священнослужителей.
Следующий сайт – это «Православие.ру»5. Представляет собой типичный Интренет-журнал. С более мирскими аналитическими обозрениями. С представленной аналитикой относительно межконфессиональных полемик.
Единственное, что отличает его – наличие раздела «Вопросы священнику», где присутствует форма для обратной связи.
Православная энциклопедия Седьмица6, с точки зрения моего рассмотрения не чем не отличается от представленных выше сайтов: информационный портал. Впрочем как и еще 1 ресурс из раздела «Православный Интернет» сайта сайт Храма Христа Спасителя7.
Последним ресурсом является сайт «Милосердие.ру»8. Это интересный по задумке ресурс, однако безобразным образом реализованный. На мой взгляд, он ни коим образом не пробуждает в душах верующих «милосердие». Прощу не считать это кощунством. Ведь убранство церкви подвигает паству на благодетельные поступки.
Перед тем, как сделать заключение, хотелось бы привести цитатату Николая Митрохина из его работы 2001 года:

Таким образом, можно констатировать, что официальные сайты РПЦ нацелены на предоставление информационных услуг (в первую очередь членам церкви), но не на миссионерскую деятельность. Даже говоря о миссионерстве, официальные представители РПЦ имеют в виду работу с информацией. На той же пресс-конференции, где выступал архиепископ Александр, его советник ректор Костромской семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) пояснил: «под “воцерковлением Интернета” следует понимать как широкую рекламу православных ресурсов сети, так и работу над законодательными ограничениями доступа подрастающего поколения к сайтам порнографического содержания, сайтам сатанистов и деструктивных псевдорелигиозных организаций»6. Таким образом, в понимании церковных администраторов «воцерковление Интернета» — это на самом деле пропаганда сайтов РПЦ и цензура сайтов религиозных конкурентов, осуществляемая к тому же руками государства.

По большому счету, на данный церковные ресурсы не изменились. Появилось большое количество отдельных проповедников, среди которых хотелось бы упомянуть отца Андрея Кураева. Чей сайт является примером открытого отношения к пастве. На сайте в наличии все те разделы, которые позволяют прихожанам вести диалог с церковью и между собой. Пожалуй, из «официальных» церковных ресурсов, этот представляется мне наиболее соотвествующим образу миссионерского сайта.

Из всего вышесказанного следует резюмировать недостаточное стремление официальной РПЦ к диалогу с интрнет-паствой.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:16, 24.10.2008
Церковные деятели об Интренет.


Когда читаешь в некоторых церковных газетах нападки на Интернет, поражаешься прежде всего этой заведомой настроенности на капитуляцию. Так ведь именно этот настрой и приводит к поражению. Если православные публицисты уйдут из Интернета – там действительно будут задавать тон растлители и сектанты. Не потому, что Интернет был создан специально для них, а потому, что православные не пожелали жить в этом общем доме. Так, может, вместо того, чтобы проклинать Интернет, лучше просто самим почаще заходить туда и создавать в этом море островки Православия?
Отец Андрей Кураев.
В 2000 году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил всех пользователей Интернет. С этого момента можно отсчитывать официальные дружеские взаимоотношения РПЦ и всемирной сети.
В других ответвлениях Русской Православной Церкви дела обстоят несколько менее радужно. В 2001 году Архиерейский Синод Российской Православной (Автономной) Церкви, которая выделилась в 1993 году из РПЦЗ (Русской Православной Церкви Заграницей), дал благословение на "миссионерскую деятельность во славу Церкви Божией" редакторам некоторых изданий в Интернете. На получивших одобрение духовного начальства сайтах появился специальный гриф "по благословению Митрополита Валентина". Однако за этим решением последовали такие ожесточенные споры, что Синод снял свое благословение.
Однако, предметом данного рассмотрения является все же РПЦ, а не зарубежные епархии. Поэтому, отталкиваясь от столь позитивного события (благословение), постараемся проследить высказывания других видных православных деятелей.
На официальном сайте Представлено обращение Митрополита Кирилла:9
…Теперь каждый желающий сможет в любой момент познакомиться с интересующими его сведениями, причем получить их непосредственно из первых рук. Это особенно важно, так как очень часто в различных источниках можно встретить поверхностные, искажающие реальность материалы.
Мы планируем развивать нашу страницу в Интернет в будущем, но уже сейчас здесь можно найти большинство официальных документов, решений Соборов и Священного Синода, последние новости церковной жизни, почерпнуть справочные материалы по истории и современному устроению Русской Православной Церкви. Специальный раздел посвящен внешним связям, вопросам взаимоотношений с обществом и государствами. …
Высказываемый позитив не может не радовать. С учетом того, что на самом деле церкви есть чего бояться в сети. Нагромождения различных религиозных сект процветает в виртуальном пространстве. Кроме того, что самое страшное для РПЦ – это отсутствие профессиональных Интернет –подвижников. Которые могли бы в многомиллионносимвольном пространстве сети противостоять всей той грязи, которая проливается на сеть.
Все это вызывает законную настороженность среди православного духовенство, которое в большинстве своем еще не готово к повальной информатизации. А ведь в современном мире потерянный год идет за 10. И та раскачка, которую мы можем наблюдать в среде священников в последние 5-6 лет, выглядит не убедительно.
На различных форумах зачастую поднимается полемика о том, каким образом нужно действовать церкви в сети. Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии священник Виктор Горбач считает10:
…Православным не хватает в Интернете хороших качественных аналитических работ. Нам нужны журналисты с православным мировоззрением. И важным делом современного миссионерства может стать создание и развитие уже имеющихся православных сайтов, которые смогут составить серьезную конкуренцию светским СМИ. Качество должно …
соответствовать требованиям. Поэтому надо уходить от формата некоего «междусобойчика» и становиться полноценными СМИ, имеющими влияние в обществе….

В соответствии с высказыванием этого деятеля (кстати, отнюдь не из центральной России), можно сделать вывод о том, что и говорилось выше – об отсутствии в церковной «системе» профессионалов от IT. В принципе, это поправимо и со временем пройдет. Но опять же, сколько будет потеряно времени. В выводах к данной работе, я постараюсь ответить на вопрос, что ждет православную церковь в будущем.
Позитивные тендеции отмечает и председатель Миссионерского отдела Московской патриархии, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн:11

….Многие по-прежнему считают, что Церковь – пристанище бабушек в белых платочках. Конечно, и их немало в храмах. Однако за те 10 лет, когда в Интернете появились первые православные сайты, портрет православного христианина претерпел существенные изменения. Сегодня в основном это молодежь, интеллигенция, общественные, политические деятели, представители большого, среднего и малого бизнеса. И хочется надеется, что религиозные предпочтения каждого верующего не будут являться лишь данью моде. Ведь на благо Церкви может послужить любой человек. Для этого не обязательно идти проповедовать в языческих народах. Мы должны приносить плоды на тех местах, куда нас посадил Господь – каждый в меру своих возможностей. Например, пока это можно делать, не затрачивая огромных материальных средств, осваивая Интернет-пространство не только количественно, но качественно. …

Приведенные материалы соответствуют хронологии. В которой можно проследить, что голословные «политические» заявления сменяются конкретными указаниями на недостатки в работе. Это значит, что движение идет в нужном направлении. Однако, повторюсь сколько это потребует времени.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:17, 24.10.2008
Миссионерская деятельность РПЦ в Интернет.


Уже не раз была отмечена скудность православных ресурсов, связанная с взаимодействием с пользователями. В этой главе моей работы хотелось бы провести аналогию с деятельностью второй по силе конфессии в нашей стране: Исламом.
Не секрет, что Ислам сам по себе активнее в миссионерской деятельности. Связано это во много с тем. Что эта религия на 6 веков моложе Христианства и если провести историческую аналогию, то для Ислама сейчас наступает эпоха возражения (если ставить знак равенства между развитием Европы и христианства). Однако, естественная активность, сопровождается намного большей гибкостью в мирской жизни.
Количество сервисов и Интернет сайтов значительно превосходит христианские. С другой стороны, Мусульманство заметно притесняется в современном мире, что и выливается в гиперактивность в «свободной» Интернет-среде.
На одном из самых популярных российских Интернет ресурсов об Исламе: уже 4 года висит форма, через которую можно в режиме онлайн принять мусульманство. Этот сервис столь интересен, сколь и спорен.
Однако, ничего подобного в Православном рунете не происходит. Даже на публичных религиозных форумах, о таких вещах не ведется спор.
Хотелось бы привести цитату из одного занятного извещения12
…Архиерейский Синод призывает клириков и мирян Российской Православной Церкви, выступающих в Интернете, не ослаблять своего свидетельства об Истинном Православии и умножать свою миссионерскую активность, свидетельствуя о нашем уповании, по слову Апостола, с кротостью и благоговением. Памятуя, что Интернет - среда, наиболее доступная “внешним” по отношению к Церкви людям, мы должны проявлять особую осторожность и деликатность при обсуждении внутрицерковных проблем, не допуская дискредитации тех или иных служителей и работников Церкви Божией….
Очень не понятна такая странная позиция. Как уже не раз говорилось в этой работе – возможно РПЦ теряет драгоценное время в работе с молодежью. А ведь именно молодежь является ее будущей паствой. Конечно, просветленные церковные верха уже давно имеют чуть ли не IT стратегию развития церкви в Интернет. Но религия, на мой взгляд, это такая субстанция, в которой не применим обычный бизнес-подход. К тому же привлечение, не православных специалистов, наверное отпугнет ортодоксальных клириков.
Но сделав это небольшое отступление, необходимо продолжить повествование о деятельности церкви в области миссионерства.
Взять хотя бы, представленный на официальном сайте РПЦ «Церковный вестник»13. Это опять чисто информационный портал. Он предназначен, не для привлечения новы адептов, а на обслуживание уже существующих.
Еще раз следует поразиться отсутвию всякого интерактива на церковных сайтах. В поисках такого ресурса, я решил обратиться к Яндексу и по запросу «Православный форум» на первом месте вышел сайт «Миряне.ру»14. Он был открыт в 2000 году и итоги его деятельности можно признать не утешительными 20000 сообщений от 2000 зарегистрированных пользователей. Для сравнения, открытый в конце июля этого года, форум на сайте на данный момент имеет 22000 сообщений от 2000 пользователей. Разница колоссальная. Проанализировав содержание форума «Мирян» можно отметить, что администраторы и модераторы занимаются больше администраторско-модераторской деятельностью, чем просвятительско-миссионерской. В отличии от того же «ислам.ру», где ведутся ожесточенные религиозные споры, что в свою очередь привлекает все новых и новых посетителей (вот она миссионерская деятельность).
Однако, не все так плохо и в православном рунете присутвуют действительно уникальный, по отношению к другим конфессиям проекты: например сайт Православное Христианство15 предоставляет сервис блог-хостинга, а на уже упоминавшемся сайте Андрея Кураева есть миссионерский форум – который кстати, имеет очень большую посещаемость. Но стоит отметить, что эти ресурсы не входят в официальную православную кагорту сайтов.
В заключении стоит отметить ресурс, который на сайте Католик.ру16 отмечен в качестве основного центра православного миссионерства в сети. Это оффициальный сайт православного издания «Фома». Ресурс предстваляется очень современным, испорльзующим современные технологии и сервисы. Но в результате получился бизнес-православный-портал, в котором не чувствуется веры...Это мое личное мнение.

Очевидна сила Исламского проникновения в сеть, христианские духовные деятели сильно это опасаются, а политики пугают образованием террористических организаций в дебрях Интернета.
Однако, посещая различные религиозные форумы исламской направленности, чувствуется духовность и религиозность этих людей. Они действительно заинтересованы в духовном общении, которого они, во многом, лишены в современном мире.
Очень интересным является эксперимент о принятии Ислама в режиме онлайн. Согласно islam.ru за время существования сервиса Ислам приняло больше 800 человек. Пускай это не очень большая цифра, но она много значит. Она показывает направленность конфессии на завоевание новых сторонников.
Можно бесконечно спорить, что посвящение в религию – это ритуал, который не может происходить без посвященного уже человека, но в основе всего лежит любовь к Богу, которую невозможно имитировать.

     
Петров Вася

Россия, Москва
39 лет
отправлено 07:18, 24.10.2008
Заключение


Религии помогают людям. Если кто-то захочет со мной об этом спорить, то уверен, что мы не придем к истине. Потому что истина находится не в самой религии и не в отношении к ней. Однако, поиски истины не являются целью данной работы. Пытаясь проанализировать деятельность официальной церкви в сети, я хотел указать на те слабые стороны, которые могут стать в ближайшем будущем большими проблемами. Особенно актуальным является прямое сравнение деятельности РПЦ с деятельностью официального Ислама.
В итоге можно обрисовать следующую картину. В плане количественного присутствия несомненна активная деятельность РПЦ. Ежегодно все новые и новые епархии, монастыри и церкви открывают свои сайты. Однако это все информационные ресурсы. Они не направлены на взаимодействие с посетителем. Православные ресурсы, которые предоставляют такую возможность зачастую не входят в «официальный православный Интернет».
В связи с этим, очевидна сила Исламского проникновения в сеть, христианские духовные деятели сильно это опасаются, а политики пугают образованием террористических организаций в дебрях Интернета.
Однако, посещая различные религиозные форумы исламской направленности, чувствуется духовность и религиозность этих людей. Они действительно заинтересованы в духовном общении, которого они, во многом, лишены в современном мире.
Очень интересным является эксперимент о принятии Ислама в режиме онлайн. Согласно islam.ru за время существования сервиса Ислам приняло больше 1000 человек. Пускай это не очень большая цифра, но она много значит. Она показывает направленность конфессии на завоевание новых сторонников.
Отношение официальных православных деятелей к Интернету является политическим. И они остаются такими уже на протяжении 5 лет. Однако, последнее время, стали появляться действительно точные и умные замечания деятелей меньшего уровня, относительно недостатков в деятельности РПЦ в сети. Это оставляет надежду на то, что через некоторое время «низы» выведут православную сеть на новый уровень.
Миссионерская деятельность в сети, к сожалению, практически не развита. В работе я ссылался на книгу Николая Митрохина17. Он в 2001 году пришел к такому же выводу. В частности, он отметил высокую информационную насыщенность Православных сайтов.
На сегодняшний день можно отметить высокую оффлайн активность православной церкви, связанной с Интернет. Это различные семинары и учебные курсы для священников и духовной интеллигенции.
Органичное проникновение религии в Интернет будет однозначным добром для человечества. Добром в том понимании, в котором нам его преподносят заветы Пророков: когда духовное будет так же близко и доступно для индивида, как и порносайт.... Однозначно, проникновение религий в сеть приведет к децентрализации информации зла, которой наполнена сеть и которая стала настолько близка обычному пользователю сети, что иногда становится страшно.
В целом можно заключить, что духовные коммуникации в виртуальном пространстве на данный момент больше удаются Исламу, однако, если внимательно присмотреться, то новое поколение православных священников активно участвует в онлайн жизни. Государство должно всячески стимулировать проникновение церквей в сеть для создания благоприятного духовного фона.

     
 


Основан в 2008 году