Регистрация

   Форум

Радость принять от других людей, открыть в себе, и почувствовать в множестве ...

От Страха к Радости

Игорь Лютый

отправлено 13:28, 26.03.2009
Можно много философствовать об чувствах, эмоциях, состояниях. Психологи и философы выделяют фундаментальные эмоции, то есть те, из которых порождаются все остальные. Таковых может быль от нескольких до нескольких десятков. Где критерий? Я предлагаю критерий: сначала было Слово. Именно слова нашего родного языка уже указывают на суть произнесённого, на энергетическую суть. Слова возникли на на пустом месте, слова русского языка энергетически функциональны - то есть суть произнесённого легко понимаешь их самого произнесённого, без домыслов.
Без догм, без спекуляций, демагогии и софистики!
Я предлагаю главу из книги Могия:http://intention.newmail.ru/mogiya.htm

Я извиняюсь за "новые" для Вас термины, всё очень просто: сосуд есть вместилище энергии-эмоции, ранний означает возникший до рождения, поздний - после рождения, нижний означает в животине, средний может означать грудину или же то что выше животины.
Итак, знакомьтесь с тем, что Вы слышите с рождения...

Ранние сосуды


Ранние энергетические сосуду можно условно рассматривать в двух ипостасях - как ранние сосуды нижнего уровня и ранние сосуды верхнего уровня. «Ранние» означает «наполненные изначально». Различие обуславливается, прежде всего, в психологических функциях, которые эти сосуды привносят в жизнь человека, и особенно в сон. В понятие «психологических» я вкладываю такие уровни: возрастная психодинамика, социодинамика, духовный рост. На Группе каждый из этих терминов имеет прагматическое и конкретное значение.

Ранние сосуды нижнего уровня формируют и проводят три первых фундаментальных эмоции, о которых уже отчасти шла речь.

Почки являются важнейшим фундаментальным, т.е. ранним энергетическим сосудом. Даосская йога помещает в почки функции Управителя Прежнего Неба, где речь идет об энергии ЦИ, которая формирует циклы деятельности организма на этом уровне практики. Другими словами, почки являются энергетическим сосудом, наполненным изначально, причем именно почкам придается первичное (с некоторой оговоркой: если не считать самого ядра) значение в энергетической работе органов. Фундаментальная эмоция почек – страх. Выше уже звучало, что страх эффективнее, чем любая другая эмоция в постижении сна. Можно добавить, то страх и отчаяние идеально подходит для хорошего быстрого начала овладения сновидением. Но страх – это не просто эмоция, которой, кстати, в нашей культуре придается негативный оттенок. Страх – это изначально фундаментальная энергия, которая, как уже говорилась, в принципе, - не положительная, не отрицательная. Страх – это первая энергия постижения мира, или новой картины мира. Мы боимся того, чего не знаем. И, главное (!!!), - мы ДОЛЖНЫ бояться того, чего не знаем. Иначе мы вымрем как вид. Другое дело, - мы не должны бежать от того, чего боимся. Этот страх – энергия постижения и элемент защиты, но не обморок духа и элемент жалости к себе. Этот страх – благоговение и трепет. Мы должны это (то, чего боимся) постигать, шаг за шагом. И первый шаг, по сути, и есть страх. Без этого шага нет других шагов постижения – других фундаментальных эмоций. Во сне и бодрствовании эти шаги аналогичны, поскольку сон и бодрствование есть суть разные картины мира. Впрочем, во сне и в бодрствовании (а также в медитации, в смерти) присутствуют огромное количество разных картин мира. И начало постижения любой из них – страх.

Исключением условно можно считать таков путь постижения, где отсутствует эго. Но тогда ЧТО постигает и ЧТО постигается? Такая ситуация, пожалуй, возможна отчасти, - когда эго растет, например, в течение внутриутробного развития. Здесь развивается тело эмбриона, - и развивается параллельно эго, или самость. Но и в этом – перинатальном случае - по мере роста эго растет и первая фундаментальная энергия. И как кульминация роста эго - страх. Причем эта кульминация есть начало нового воплощения, или первой в жизни картины мира, и эта кульминация – окончание роста эго на этом переходном уровне. Конечно, с точки зрения психологии, рост эго будет продолжаться. Но по мере роста человеческой индивидуальности и личности будут появляться новые страхи как свидетели новых картин мира и как начала постижения этих картин мира.

Таким образом, перинатальные матрицы есть процесс роста страха где четвертая из перинатальных матриц есть, по сути, – страх, хотя у Станислава Грофа она интерпретируется по другому (в силу другой картины мира Станислава Грофа). Здесь страх – последняя энергия, поскольку процессы идут в другую сторону – из янского формируется иньское, теряется изначальная Мера (можно сказать, космическое Эго) в индивидуальном маленьком эго. И когда эго выражается как уже сформировавшееся тело эмбриона, соответствующее иньскому началу, то появляется энергия страха - первая ступень на пути постижения нового мира. И самая энергоемкая ступень. И эта энергия находится в почках. (Кстати, во внутриутробном развития почки закладываются вместе с сердцем – раньше других органов – на 6-й неделе). В Кастанеде, например, страх – первый враг на пути знания и аналог страха – безжалостность – первое настроение воина в овладении, собственно, самими страхом. Дети, рождаясь, сначала плачут, и плачут от страха. И это очевидный факт для современной цивилизации, которая не дает культуры полноценного отношения к страху.

С другой стороны, одна из биологических функций почек - мочеиспускание - огромное препятствие к работе со снами. Мочевой пузырь - проводящий сосуд страха. Почему же непосредственная биологическая функция мочевого пузыря препятствует овладению сном? Во-первых, при мочеиспускании теряется энергия, моча – это МОЩА. При нестабильной повышенной энергетике (например, при страхе) человеку часто приходится выводить мочу, при этом он может испытывать некоторый озноб и признаки легкого недомогания. Можно обмочиться от страха. Во-вторых, желание сходить в туалет механически "вышибает" из сна, т.е. отвлекает сознание. После этих двух факторов продолжить работу во сне почти невозможно. Что делать - могу сказать: не пить излишне. (Добавлю: моя детская беда - ночной энурез просто оказался для меня подарком судьбы. Хотя родители мои и я в то время так не считали. Мне, в силу данной проблемы, запрещалось пить уже с 17-18 часов, что оказало мне помощь в управлении снами, которую трудно переоценить, - я научился очень много чему из науки снов достаточно рано и самостоятельно.) Также можно коротко помассировать концевые фаланги мизинцев ног, - это рефлекторное упражнение может на время помочь, так что делать стоит его периодически. Мочеиспускание снимает ночные страхи. Это, очевидно, и естественная защита от кошмаров, но лишь на определенном этапе. Нет страха – нет стимула, нет энергии, нет прогресса во сне. Почки на дереве дают начало роста новым вервям, почки в человеке определяют рост новому опыту. Почки дают ростки дальнейших энергетических образований. Можно сказать, что это самый "вегетативный" сосуд, т.е. образующий растительные энергии. Это "вегетативная мощь", которая способна выводиться наружу мощевым, т.е. мочевым пузырем.

Первая фундаментальная эмоция – страх, или благоговение, или трепет - проявляет себя на острие контакта с новым опытом. Это точка самости, - начало отчета всех дальнейших проявлений сознания. Человеку свойственно стремиться к неизведанному, постигать, и это свойство начинается в этой точке.

В точке рождается вектор. Этот вектор направлен во вне – на кого-то. Движение во вне начинается с того уровня энергии, с которого заканчивается «точка» страха. Когда Вы находитесь во власти страха перед кем-то или перед чем-то, - Вы скованы этим страхом. Страх – точка, энергетический гигант, который может превратиться в черную дыру самоуничтожения. Для того, чтобы страх не был деструктивным, нужно начинать двигаться, - рождать вектор из самого страха. Но это уже не будет страх. Это будет вторая по энергоемкости фундаментальная эмоция.

Агрессия, гнев направлены во вне. Если Вы скованы страхом, то самое простое – побежать, сорвавшись с места. Но можно побежать как заяц, или курица, - тогда страх остается, - он продолжает сковывать сознания, когда как тело уже бежит. А можно наброситься на своего тирана. Тогда Вы размораживаете сознание и переводите страх в агрессию. Страх перетекает в гнев и наоборот. Если Вы в гневе на кого-то, то Вас относительно легко припугнуть – деморализовать. Для этого нужна дополнительная энергия. И для этого нужно раскрыть ПЕЧЬ.

Печень – энергетический сосуд, выпекающий агрессию. На поле брани воины формировали великую, благородную ЯРОСТЬ. Ярость происходит от Ярилы – Солнца. Солнце рождает желание, похоть. Хотение рождает охоту. Охота – это вектор, порожающий своими стрелами объекты во вне. Это второй акт познания после страха и неуверенности. Но неуверенность, неопределенность происходят от отсутствия энергии Духа – дерзости, ярости. Соответственно, после страха ярость выступает как вторая по энергонасыщенности ранняя эмоция.

Для работы во сне агрессия необходима как шаг развития сна. Избежать агрессию во сне почти невозможно, как избежать и страха. Отсутствие страха или агрессии во сне для начинающего сновидца можно интерпретировать как отсутствие энергии. И работа с ранними сосудами в этом случае может представляться как главный объект рассмотрения (и нередко единственный, пока не развито понимание Пересмотра).

Избыток агрессии, или отсутствие творческого подхода в проявлении гнева рождает избыток желчи. «Желчный человек» - злой человек, с нездоровым желтым цветом лица. Желчный пузырь является проводящим энергетическим сосудом для гнева. Креативность, творческая сила гнева зависит от того, куда и как проводится гнев желчным пузырем. Гнев как ярость, дерзость, одержимость может нести положительный жизнеформирующий заряд, и наоборот, - злость, агрессия могут разрушать.

Итак, самые мощные энергии формируются в почках и печени, и проводятся пузырями – мочевым и желчным. Это фундаментальные энергии нижнего плана, или «нижнего дома». Положительные страх и агрессия рождают воинов и героев, негативные страх и агрессия порождают жертв и рабов.

Вектор агрессии, направленный на себя, или возвращенный на себя, может разрушать сосуды, где формируется и проводится. Если у человека проблемы с печенью и желчным пузырем, то можно говорить о том, что у человека проблемы со злостью. Причем, к злости нужно, прежде всего, относиться как в фундаментальной эмоции, и лишь вторично, - как к бытовой эмоции. Злость не положительна, не отрицательна, - это энергия, но бытовая злость может являться негативной чертой данного человека. Сновидцу злость нужна, как и страх, но исключительно в энергетическом нейтральном аспекте. Если болит печень или проблемы с мочевым пузырем, то это неконтролируемый страх чего-то. Алкоголь, разрушающий, прежде всего, печень и почки, на самом деле, - первично (!) стимулирует страхи и агрессию. Алкоголь не мешает сновидцу управлять сном, но неконтролируемые страхи и агрессия, активизируемые алкоголем, разрушают карту сна.

В процессе развития, если говорить об эмоции, или познания новой картины мира, если говорить и человеке, вектор ярости существенно трансформируется. Ярость уже не направлена во вне, но и не разрушает сосуды. Ярость начинает постигать причины ярости, - причины самой себя. Ярость становится печалью. Замечу, что этимологически печаль созвучна печени, т.е. корни печали в печени-сосуде, но накапливается печаль в другом сосуде, - там же и происходит формирование новой фундаментальной эмоции. Селезенка формирует слезы печали. Если гнев направлен на других, то слезы на себя. Ярость утончается, и происходит энергообмен между печенью и селезенкой, как происходил энергообмен между почками и печенью. Ведь почки также несут в себе некоторый изначальный, можно сказать, - непроявленный заряд агрессии. Половые гормоны изначально формируются в надпочечниках, а секс и агрессия, как уже было отмечено, со времен Фрейда рассматривались как две манифестации одной энергии. Так, и ярость становится утонченной яростью, направленной на себя - печалью, обидой, поисками справедливости. Эту эмоцию так же можно назвать, внимательностью, в смысле «способности внимать» но не ментально фокусироваться на объекте, или преданностью, хотя преданность также бывает и «от сердца», но это другая преданность (в некоторых переводных источниках по даосизму эту эмоцию также называют задумчивостью, что не совсем подходит для перевода, как я считаю, так как термин задумчивость содержит в себе корень УМ). Когда человека спрашивают: «Ты что, - обиделся?», то вполне возможна обида, или же он задумался над ситуацией и своей реакцией на эту ситуацию. В этом действие селезёнки.

Если человек слишком долго (скажем, 1-2 месяца) находится во власти обиды, доходящей временами до депрессии, то у него может начаться язва желудка. Желудок – проводящий сосуд для третьей фундаментальной эмоции. И если человек не может «переварить» ситуацию, то появляются соответствующие проблемы в проводящем сосуде обиды.

Отличие свойств энергий почек, печени и селезенки в их вторичных свойствах. Страх, агрессия и обида являются самыми энергоемкими эмоциями и обладают аккумулятивным свойством. Т.е., сосуды, их порождающие и проводящие, требуют дальнейшего нагнетания своих специфических свойств. Различие лишь в характере этого нагнетания – КАК эту энергию аккумулировать. А для работы во сне это особенно важно. Характер бодрствования у современного человека не требует наполненности этих сосудов, что в принципе не делает чести современному человеку, но жить так можно. А вот спать «так» нельзя, в смысле активно использовать сон и сновидение. По правде говоря, понятия «вторичные» или «первичные» достаточно условны, - можно их даже поменять местами. Тем не менее, «первичными» свойства я называю те, которые относятся ко всей группе сосудов, «вторичные» свойства – это те, которые характеризуют сам каждый конкретный сосуд, или фундаментальную эмоцию этого сосуда, что и является их отличием. Так, вторичные свойства вышеперечисленных энергий сосудов вытекают из происхождения названий соответствующий сосудов. Страх фундаментален, - это начало постижения, это даже ещё не борьба. Поэтому, можно сказать, что вторичное свойство страха совпадает с первичным, – нагнетание способствует страху. Агрессия периферийна, или экстравертивна, т.е. направлена на кого-то. Вторичное свойство агрессии, или гнева – проекция во вне. Агрессия является антиподом страху, т.е. их уровень энергоёмкости почти совпадает, отличаются лишь знаки полярности. Вот почему они так легко друг в друга перетекают. Можно сказать, что вторичное свойство агрессии – антифатальность, или нагнетание «в другую строну». Слезы, или обида – переходная эмоция, - между нижним уровнем детских инфантильных переживания и верхним уровнем взрослых зрелых чувств. Обида просто проживается. Вторичное свойство обиды – временность. «Время лечит». Главное в этом свойстве – не зацикливаться на обиде, ибо можно «съехать назад» в обвинения и агрессию. Но можно и «вылечиться временем» - пережить осознание суетности и относительности всех обид, экзистенциальной бренности существования и глупости маленького «я».

В течение жизни страх, агрессия, детский плач трансформируются, можно сказать, «окрашиваются» бытовыми эмоциями, «призываются» в другие сосуды - поздние сосуды. В заключение описания первых трёх фундаментальных эмоций – эмоций «нижнего дома» приведу, как яркую иллюстрацию сказанного, слова художника Макса Бекмана – «певца человеческого ужаса»:

Сон, начавшийся
Плачем и окончившийся
Плачем смерти,—
Сон жизни, ты
Приснился мне весь.


Теперь прейдем к другим ранним сосудам – ранним сосудам верхнего уровня. Также как и ранние сосуды нижнего уровня, эти сосуды, будучи ранними, - наполнены изначально. Но характер их энергий отличается от трех первых перечисленных энергий. Как уже указывалось, страх, агрессия и обида являются самыми энергоемкими эмоциями и обладают аккумулятивным, т.е. накапливающим свойством. Следующие в нашем рассмотрении виды ранних фундаментальных эмоций не обладают аккумулятивным свойством, по крайней мере, этот термин к ним не подходит, и соответствующие сосуды не требуют их нагнетания. Также, в течение жизни данные эмоции призываются, в основном, не в поздние сосуды, а имеют несколько другой характер трансформации.

Обида, или печаль рождают замкнутый круг в том смысле, это эта энергия обращена на себя. И происходит формирование новой фундаментальной эмоции нового уровня. Направленное на себя внимание снова, как и в случае со страхом, переходит в точку постижения мира. Если, конечно, человек не зацикливается на вечной обиде, что порождает порочный замкнутый круг. Но эта точка, в отличие от страха, является одновременно бесконечностью. Сновидение раскрывается до беспредельной тоски. Это безграничная тоска по Бесконечности. Обида становится состраданием. И если страх - тяжелый, то тоска – лёгкая. Тоска и находится в лёгких. Так, обида может быть как лёгкой, так и тяжелой, в зависимости от того, в какую сторону она ориентирована – на сострадание, либо на обвинение. Лёгкие – энергетический изначальный сосуд тоски. Причем, тоска должна быть чистой и лёгкой, иначе она становится печалью – более тяжелой и первичной энергией. Такая тоска есть чистое и лёгкое томление по Бесконечности – по самому Себе. Недаром, этот сосуд в язычестве и нарекался «Лёгкие Ключи».

Лёгкое и чистое чувство способно породить только радость. Вектор внимания растворяется в Бесконечности и начинает постигать эту Бесконечность. Радость - это не просто новое энергетическое порождение, радость – это центральная энергия человеческой сути. Радость находится в сердцевине человека – в Сердце. Сердце – энергетический сосуд радости. Сердце часто считают вместилищем Души человека. Душа - суть. «Бессердечный» человек – это человек бездушный, злой. Т.е. если у человека не развит этот фундаментальный сосуд, то народная молва опускает такого человека сразу до уровня сосуда печени. Понятно, что сердце в народе рассматривается как сакральный сосуд, но не как биологический орган. Можно не иметь сосуд (т.е. не иметь сакрального содержание сосуда), имея орган (лишь биологическую форму). Иметь «широкое сердце» - значит иметь широкую душу. Основные свойства энергии сердца – разреженность, чистота, лёгкость. Основное действие сердца как сосуда - освобождение. Свойство сердца распространяются и на лёгкие. Впрочем, лёгкие не могут быть не лёгкими. Ведь сердце и лёгкие в язычестве образуют «Вселенскую Пустошь».

Отличие свойств энергии сердца и лёгких во вторичных свойствах. Вторичные свойства радости - теплота, привязанность, преданность. Действительно, «холодная радость» не свойственна человеку с развитыми качествами сердца, - это просто не «звучит». «Холодное сердце» отвергалось в народе во все времена. Лёгкие же должны быть свободными и независимыми, можно сказать – прохладными. «Прохлада» здесь космическая. Если лёгкие теряют своё вторичное свойство - прохладу, то рождается депрессия, чувство потерянности, тяжелые сны с суицидальными мыслями. Если сердце теряет своё вторичное свойство – теплоту (души), то рождается бесчувственность, психологическое выгорание, отсутствие снов, опустошенность. В этом случае «опустошенность» как отсутствие вторичного качества сердца не следует путать с «освобождённостью» как первичное качество сердца и лёгких. И сердце, и лёгкие требуют освобождённости от груза на Душе. «Вынь камень из-за пазухи!», «Освободи Душу!», - так говорят в народе. С этой точки зрения можно сказать, что Душа находится в груди – в лёгких и в сердце, но её центр - в середине, т.е. в сердце. Я еще вернусь к душе в следующей науке.

Проводящие сосуды для лёгких и сердца – соответственно толстый кишечник и тонкий кишечник. Здесь уместно вспомнить психоанализ, где наличие анальных комплектов подразумевает проблемы удержания. Т.е., если человеку трудно кого-то отпустить или просто что-то отдать другому, подарить часть себя, избавиться, освободиться от собственности, то у него могут появиться проблемы с кишечником – запоры. Другая сторона этой же проблемы – понос говорит о том, что человек, хотя и способен отдать часть себя, но не чувствует в этом личной свободы выбора и/или опустошён содеянным.

Легко заметить, что этимология всех вышеназванных 5 ранних сосудов объясняет вторичные свойства энергий, т.е. характер энергий, которые эти сосуды порождают в бодрствовании и во сне. Речь идет в данный момент о русском языке, но на самом деле в других языках явление соответствие словесных форм и содержания можно найти если не в нулевом приближении, как в русском языке, то в первом и, по крайней мере, во второй. Языки не образовывались на пустом звуке, но сакральное содержание слов могло теряться со временем. Русский язык легко подвергается пересмотру, что, очевидно, помогает сновидцу, можно сказать, является «подарком судьбы» для сновидцев, являющихся носителями русского языка.

     
Игорь Лютый

отправлено 19:20, 26.03.2009
Продолжим начатую тему.
Я предлагаю ещё две главы, правда, в книге Могия эти главы идут с некоторым отрывом от предыдущей, но в книге описываются фундаментальные сосуды в контексте темы снов и сновидения. Не смущайтесь! Просто знайте, что эмоциональный контекст снов и сновидений полностью отражает эмоциональный контекст бодрствования.
Ещё в книге используются даосские термины инь и ян: относите к инь как к телесности, чувствительности, земле а ян как к способности действовать, внешней активности, небу.
Итак, нижесказанное дополнит картину фундаментальных эмоций.

Ранние сосуды характерообразующие


Стержневая эта энергия потому, что она является характерообразующей, т.е. имеет совершенно иной характер формирования и трансформации, можно сказать - глобальный, чем другие эмоции, относящиеся и к ранним сосудам нижнего уровня, и ранним сосудам верхнего уровня. Также эта энергия не призывается в те или иные поздние сосуды напрямую, а стоит за всем этим процессом, можно сказать, им руководит. А сосуды этой эмоции являются и формирующими эту эмоцию, и одновременно проводящими эту эмоцию друг для друга.

Стержневая эта энергия также потому, что она находится на стержне почти в прямом смысле. Этот стержень – не просто «стержень характера», но энергетическая прямая, соединяющая матку и мозг. Матка и Мозг – ранние сосуды высшего уровня.

Терминология. Даосские традиции придают большее значение не матке и мозгу, а выделяют так называемый тройной обогреватель и перикард. Это не совсем сосуды, и уж тем более не органы в общепринятом анатомическом смысле. Т.е., у них нет органических аналогов, как, скажем, у почек, печени и т.д. Хотя, энергетическими сосудами тройной обогреватель и перикард всё же можно называть, имея в виду их энергетические функции. Это - условные органы, или функциональные единицы. Подход Дао направлен на медицинский энергетический аспект использования меридианов, где и обнаруживаются дополнительные органы-меридианы. Например, в даосской медицине, помимо 12 основных упомянутых парных органов-меридианов, выделяют еще 8 особых (или «чудесных») меридианов, из которых 2 основных непарных меридиана активно используются в лечении. Это прагматически возникло исключительно из практики даосских целителей.

Подход данной книги направлен на энергетический психологический аспект использования сосудов, в то время как подход Дао направлен на энергетический медицинский аспект использования меридианов. С фундаментальными эмоциями нам удобнее работать именно таким образом, он возник также исключительно из психологической практики. А воздействовать на энергетические меридианы (например, механически воздействовать на точки), возможно, удобнее другим образом, т.е. используя иные единицы рассмотрения. Вот и вся разница.

И всё же, два «чудесных» меридиана, а именно спинной (или заднесрединный, управляющий) и переднесрединный (или зачаточный, функциональный) меридианы можно видеть в чём-то аналогами мозга и матки, задающими стержневую энергию. Мозг в даосизме – накопитель энергии Духа ШЕНЬ. Мозг может соответствовать верхнему ДАНЬТЯНЮ. Матка может соответствовать нижнему ДАНЬТЯНЮ. Также, отчасти тройной обогреватель и перикард определяют энергетический стержень. Перикард функционально ближе к матке, тройной обогреватель по своим функциям ближе к мозгу. Ведь само по себе понятие «тройной обогреватель» задаёт условный стержень из трёх энергетический центров, являющимися связками ранних сосудов, где «перикард» - их энергетический наполнитель. Хотя, признаю, что всё же это и не одно и то же. Дальнейшее описание матки и мозга раскрывает их суть с точки зрения данной книги.

Можно сказать условно, что мозг является мужским сосудом и, как сосуд, мозг определяет мужские качества стержневой эмоции. И можно то же сказать о матке и женских качествах стержневой эмоции. Это тантрическое рассмотрение данных сосудов, и мы еще к нему вернемся. Хотя матка является сугубо женским органом, но, если говорить о сосуде, а не о биологическом органе, то матка имеется и у мужчин. Таким образом рассуждая, можно говорить, что мозг дает на одну степень свободы больше мужчинам в определенное время, а матка дает на одну степень свободы больше женщинам в определенное время. Общее количество степеней свободы у женщины и мужчины определяется социальными программами, установками, нормами самореализации и т.п. В современном европейском обществе, например, количество степеней свободы у мужчин и женщин столь велико, что наличие еще одной у тех и других, порою, совсем незаметно. Но, коли мы говорим об искусствах Сновидения, Дыхания и Пересмотра, то эта разница может и должна быть заметна и, главное, - этой разницей нужно уметь пользоваться как преимуществом определенного времени для женщины и для мужчины.

Матка рождает во всех своих ипостасях, - и как орган, и как сосуд. Т.е. матка - сосуд, воспроизводящий жизнь. Это сосуд процессуальный в том смысле, что матка не стремится к завершенности жизни, но матка стремится к бесконечному возобновлению жизни. Во сне матка питает саму суть сна как часть жизни, т.е. матка дает форму сну – само сно-существование. Матка обеспечивает реализацию «снизу» стержневой эмоции, - силу, или «длину вектора».

Другая сторона матки – стремление владеть всем тем, что существует, т.е. заключено в этой форме. Это «нижнее» качество эго, опасное для сновидца своей «темной» стороной: стремление кем-то владеть или уничтожение того, кем не можешь владеть. Во времена Фрейда подобные качества приписывались женщинам, причем их матке. Отсюда и название такой эмоциональной черты: «истерия» («истерос» на латыни и есть матка). С точки зрения раннего психоанализа, женщина-истеричка стремится завладеть мужчиной, а, по сути, его фаллосом. Она его (не важно – кого) возвеличивает, но как только ей это удается, - она его обесценивает… Правда, сейчас истерию и истероидность как подобие истерии приписывать могут и мужчинам. Нужно отметить, что истерия - негативная эгоистичная черта эмоции, которая является энергией матки. Энергия матки в нашем случае является «нижним» компонентом стержневой базовой эмоции.

Мозг – энергетический ранний сосуд высшего уровня, обуславливающий целеустроение, или способность создавать, транслировать и достигать цели. Если матка процессуальна, то мозг есть целевой сосуд. Т.е. мозг – это сосуд, задающий направление вектора сна, - содержание сна, или сновидение. Мозг как сосуд для мужчины является тем же, чем и матка как сосуд для женщины. Я повторяю: как сосуд!.. - данная истина не относится к биологическим органам. Т.е., в определенное время мужчина благодаря мозгу-сосуду имеет на одну степень свободы больше, чем женщина. В то время как женщина в определенное время имеет на одну степень свободы больше благодаря матке-сосуду. «Степень свободы» означает возможность развивать другие сосуды и развиваться в целом. Впрочем, есть и другие определения «степени свободы», о которых еще будет идти речь.

Но, согласно закону «с получившего больше, - больше и спрашивается» мозг мужчины способен к большим разрушениям, и матка женщины способна к большим разрушениям в случае ошибок. Причем, здесь можно говорить о мозге и матке и как о сосудах, и как о биологических органах. Главная проблема мозга – это навязчивые идеи, к которым больше склонны мужчины. Паранойя, с этой точки зрения – мужская болезнь. Такие формы шизофренического бреда как «бред преследования», «мания идентификации, например, с Христом», «апокалипсические тенденции» и пр. рождаются, в основном, в головах (т.е. сосудах) мужчин. Впрочем, я лично не могу припомнить, чтобы какая-нибудь женщина «породила» идеи конца света. Транслировать такие идеи женщина может, как, например, в случае с Белым Братством, но это были мысли, «рожденные» в голове мужчины. Это «верхнее» качество эго, - навязчивое стремление уничтожить форму в прямом или переносном смысле, бегство от самого себя – от своих проблем, от жизни, от социума и т.д. Здесь получается, что индивидуальное эго стремится стать Космическим Эго не за счет реализации сосудов, а за счет уничтожения самих сосудов.

Иллюстрация. Мозг, если говорить о сером веществе мозга, у мужчины больше несёт функции функциональной асимметрии. Т.е., различия правого и левого полушария у мужчины более выражены, чем у женщины. Мозг женщины в этом отношении более гармоничен. Это напрямую влияет на речь, - речь женщины более мелодичная, а речь мужчины более прерывистая. Мужчины более косноязычны. Поэтому, и мозговые травмы у мужчин сильнее проявляются на психических функциях. Например, во время ранения головы речь женщины быстрее восстанавливается, поскольку неповрежденные участки мозга берут на себя речевые функции поврежденных участков. У мужчины процесс восстановления речи более растянут и непредсказуем, да и менее очевиден.

Я не буду далее цитировать учебники по нейропсихологии, хотя в них можно найти многого интересного по данной теме. Тем более что взгляды на асимметрию мозга постоянно развиваются, дополняются, при этом сменяя друг друга. Но суть современных взглядов на данную тематику в том, что касается половой дифференциации, остается почти неизменной.

Можно также сказать, что женщине дано больше по линии матки, в том числе и страданий, болезней и недугов. И можно сказать, что мозг мужчины в большинстве случаев может быть более изощренным, но и более извращенным.

Подытожу рассмотрение причин недугов матки и мозга, или навязчивых идей и истерии. Причина навязчивых идей может объясниться преобладанием в мозгу как сосуде качеств матки, т.е. качеств процессуальности. Причина патологии состоит из двух этапов формирование этой патологии. Это происходит, во первых, когда в мозгу начинают бороться качества мозга – целепостроение и качества матки – жизнеподдержание. И, во-вторых, в этой борьбе побеждают качества матки. Навязчивые идеи процессуальны, т.е. ни во что не развиваются. Причина истерии строится подобным двойственным механизмом. Сначала в матке начинается борьба между качеством мозга – целеустроение, и качеством матки – жизнеподдержание. А затем в этой борьбе побеждают качества мозга. Истерия озабочена своими целями. В чём-то навязчивые идеи и озабоченность целями даже похожи друг на друга, но следует всё же различать характер движения стержневых энергий.

Таким образом, мозг, являясь прежним сосудом высшего уровня, содержит в себе энергию, которая является «верхним» компонентом стержневой эмоции. Мозг и матка, таким образом, являются выражением фундаментальной эмоции и, как энергетические сосуды, порождают эту эмоцию. Энергия этой эмоции представлена почти бесконечным континуумом значений, лежащих на «энергетическом стержне», т.е. на условной прямой «истерия-паранойя» как в положительной, так и в отрицательной форме. Положительная форма с нашей точки зрения должна развивать качество сна, т.е. качества всех сосудов. Отрицательная форма этой эмоции разрушает энергетическую карту сна. Навязчивые идеи и стремление поглотить являются соответственно (условно) мужским и женским вариантами крайних форм эго, которая образуясь на этом же стержне, поглощает ресурсы всей энергетической карты.

Если ранние сосуды низшего уровня требуют нагнетания своих специфических свойств, т.е. их энергии обладают свойством накопления, а ранние сосуды верхнего уровня требуют освобождения от специфических энергий, т.е. их энергии стремятся к разрядке (можно сказать, к «психологическому вакууму»), то мозг и матка не требуют ни нагнетания, ни освобождения. Хотя, матка идентична энергетическому ядру, которое во многих школах (как правило, восточные учения) наполняется энергиями при одновременном расслаблении живота. А мозг в определенном смысле нуждается в освобождении (от навязчивости) посредством достижения психологической паузы - «остановки внутреннего диалога». Тем не менее, нагнетание для матки и пауза мозга - вторичные свойства матки и мозга, специфичные для них. Первичные свойства стержневых сосудов (т.е. общие для них в моём рассмотрении) в том, что они относятся к характеру, который сам по себе не требует ни нагнетания, ни освобождения, ни паузы, но одновременно возможно всё, а иногда только что-то одно. Характер человека формируется на этом стержне, а потому характер изменяем, но может быть постоянным всю жизнь.

Например, есть люди жизнерадостные, и такие люди более привлекательны для других, чем, например, хмурые люди. Или, например, многие наркологи считают наркоманов «неизлечимыми», причем, не в плане употребления, или «злоупотребления», но в плане «неизменности стержня». (Это верно и неверно одновременно, но не в этом дело). Хотя сами наркологи не всегда в состоянии объяснить природу этого «стержня», но интуитивно они так и говорят: «стержень», или «отсутствие радости жизни»… А радость относится к сердцу.

Сердце ведь не напрасно называется «сердце», т.е. «сердцевина». Сердце – это сердцевина энергетического стержня (или канала Дао), середина между сферами влияния мозга и матки (речь идет исключительно об энергетических сосудах, но не об органах). Я уже говорил, что матка и мозг – сосуды характерообразующие. Не буду напрягать память по поводу психологических определений понятия «характер», но разумею под характером «способность наполнять энергетические сосуды», о которых всё это время идет речь. Говоря «способность», имеется в виду сознательное или несознательное взаимодействие мозга как инициатора и матки как вместилища. Мозг инициирует направление вектора силы, матка – длину, т.е. саму сила. Мозг инициирует содержание, а матка – форму. Поэтому, мозг и матка способны наполнить энергетические сосуды, что и является характером. При этом сам характер будет зависеть от того, какие сосуды наполнены, воспроизводящи (в смысле энергетическом) и самодостаточны (в смысле гибкости и импровизации наполнения).

Механизм формирования характера удобно рассмотреть следующим образом.


«Три Дома» ранних сосудов


Характер формируется стержневыми сосудами за счёт всех ранних сосудов в трёх энергетических «домах». Модель «трёх домов», прежде всего, удобна для рассмотрения феноменов практики, происходящей на Группе, где эта практическая модель и возникла. Критерий такого разбиения мы увидели в различиях опыта. Так, нами было описано три типа опыта и выделены три набора законов в соответствии со всеми «трёмя домами». Законы я перечислю позже – в следующей науке, а пока перечислю сами дома.

• Матку можно считать формирующей «нижний дом». В нижнем доме находятся ранние сосуды нижнего уровня, т.е. те, что находятся в области живота – под легочной диафрагмой. Там же, впрочем, находится и сама матка, объединяющая таким образом все качества ранних сосудов нижнего уровня. Поздние сосуды испытывают на себе наибольшее влияние ранних сосудов нижнего уровня, как было описано выше. Поэтому, с практической точки зрения, поздние сосуды можно рассматривать в тесной взаимосвязи с нижним домом, и даже считать входящими в нижний дом. В разделе о дыхании будет показана очевидность такой схемы взаимосвязи.

• Сердце можно считать формирующим «средний дом», в который входят также лёгкие. По большому счёту, эти два сосуда грудной клетки и составляют средний дом. Это ранние сосуды верхнего уровня. Кишечники, относящиеся также к ранним сосудам верхнего уровня, однако, не входят в средний дом, а входят в нижний дом, ведь кишечники находятся под лёгочной диафрагмой. И более того, первичные и вторичные качества эмоций сердца и лёгких нельзя проецировать на кишечники. Вторичные качества энергии кишечником может быть рассмотрена как с точки зрения наполнения, так и с точки зрения опустошения, в зависимости от работы сердца и лёгких. Первичные качества кишечников ближе первичным качествам ранних сосудов нижнего уровня – это качества аккумуляции энергии. В принципе, к среднему дому можно отнести и горло (поздний сосуд), поскольку энергии-эмоции, соответствующие горлу, несут в себе качества эмоций среднего дома – качества освобождения, но в более тонком – деликатном смысле, рассматриваемой в следующей науке.

• Мозг можно считать формирующим «верхний дом», хотя этот уровень почти «бесконечен», так как может быть представлен взращенными сосудами. И, в принципе, верхний дом, с трудом ассоциируется с какими-либо сосудами. С этой точки зрения, можно сказать, что верхний дом – энергетический «космодром». Мозг, находясь условно в верхнем доме, несёт те его качества, которые усиляют и направляют качества других домов. Горло, кстати, помимо рассмотрения его как сосуда в среднем доме, можно также рассматривать в верхнем доме. В этом и состоит «деликатность» горла как сосуда. О верхнем доме, в принципе, уже говорилось в разделе о Пересмотре и, по большому счёту, будет полностью посвящена Наука Духа.

Видно, что ранние сосуды, кроме того, что различаются по свойствам их энергий и характеру нагнетания, также имеют и выраженное анатомическое различия друг от друга, которые распределены по «домам». В дальнейшем я вернусь к трём домам в контексте более широком, с точки зрения присутствия подобного рассмотрения в социальной сфере. Сейчас же нас устраивает эта модель с точки зрения практики Группы. Итак, нас интересуют пути формирования характера, исходя из знания свойств вышеперечисленных сосудов.

Далее буду говорить отчасти клиническим языком. Если развит в основном «верхний дом», то такая ситуация рождена и поддерживает «верхнее эго» - навязчивые идеи. Это может называться «паранойя» во всех ипостасях её обозначения: идеи существуют сами по себе. Если развит почти только «нижний дом», то это « голая телесность», хотя это известная идеализация, т.к. самый «животный человек» действует не так, как самое «человечное животное» на уровне нижнего дома. И всё же именно с этого уровня действуют различные типы истероидов – те, кого в основном заботят проблемы мышечной массы, телесной красоты, физической силы, выносливости, удовлетворения, сексуальности и т.п. Развитые «нижний» и «верхний» дома и при этом неразвитый «средний» (т.е. не развиты качества сердца и легких) рождают «великих параноиков». Это редкая категория людей, но они, как правило, известны своими качествами безумия и одержимости своими идеями. Эти люди способны творить сильные идеи (верхний дом) и, что самое главное, - способны их реализовать (нижний дом). Отсутствие сердца позволяет им редко задумываться о моральной стороне, да вообще о других людях. Поэтому их затеи часто бесчеловечные, направленные на реализацию самых энергоёмких и простых вожделений, связанных с ранними сосудами нижнего уровня. При этом сами способы такой реализации они выбирают до беспредела изощренные и за счет потенциала других людей. Это воистину «злые гении». Другая категория энергетически сильных людей - это «великие подвижники», - люди, чье сердце открыто, помыслы чисты (нет «никакой паранойи») и есть силы творить на благо других. Т.е., говоря языком сосудов, у этих людей сильный потенциал сердца (нижний дом), сильный потенциал нижнего дома (тем более что кишечники, являясь сосудами верхнего уровня, расположены в нижнем доме), но транслирующие чужие мысли. Как правило, великие подвижники транслируют великие учения, идеи человеколюбия, сострадания, всеобщего блага, ведь это мысли «от сердца». Сердце очевидно избирает «свои» качества в каком-либо учении. Подобие притягивается к подобию.

Метафизическая иллюстрация. Законы притяжения подобия можно сравнить с гравитацией. Но существуют и законы притяжения противоположного, которые можно сравнить с электромагнетизмом. Эти сравнения я пока просто упоминаю. Но я раскорою эти аналогии ниже, чтобы вывести общую картину энергетической игры сосудов.

Говоря «сердце», я автоматически делаю перенос и на легкие по причинам, оговоренным мною ранее, тем более что такой перенос в нашем менталитете принято делать бессознательно. Вообще, о «великих» в социуме говорят тогда, когда развит именно нижний дом – самые энергоёмкие прежние сосуды, как это не парадоксально. Ведь «о дереве судят по плодам». Другое дело, «плоды» у разных великих – разные, и этот факт уже зависит от развития других сосудов. Идеально, когда развиты все три дома, или все сосуды ранние и поздние, когда уже формируются или даже сформированы взращенные сосуды. Ведь любая другая энергетическая карта рождает крайности. При отсутствии сердца («великие параноики») идет перегиб на злость, похоть, сублимированные детские обиды и прочие «нижние» качества. При отсутствии способности формировать цели, т.е. качества верхнего дома («великие подвижники») идет перегиб на такие качества: фанатизм, слабая критичность, слабая рефлексии и самосознание. Впрочем, случай с «великими подвижниками» в том виде, какой я его обрисовал только что выше, не такой распространенный, поскольку сердце способно развивать недостающие качества. В этом, кстати, и сила «пути от сердца». В этом и одна из особенностей сердца как энергетического сосуда.

Иллюстрация. Девиз раннего христианства выражался как «верю потому что нелепо» (Аврелий Августин), который позже стал «верю, чтобы разуметь». В период средневековья Фома Аквинский изрек уже «разумею, чтобы верить», и это закономерно (!!!) стало девизом развивающегося (!!!) христианства. Путь «от сердца» устремился «вверх» - к мозгу как сосуду (впрочем, здесь можно говорить о мозге и как об органе). Хотя, другой вариант «пути от сердца» мог пойти «вниз» - на развитие нижнего дома. Это путь способствует развитию христианского целительства, «не совсем христианского» целительства, и «совсем не христианског» целительства, магии, экстрасенсорики и пр. Так появились различные секты во всех значениях этого слова. (О сектах, различных религиозных и нерелигиозных организациях, их развитии во времени и существовании в наши дни подробнее можно ознакомиться в Приложении «Общины…»).

Страх, агрессия, слёзы, тоска, радость, а также шестая стержневая эмоция в жизни уже являются эмоциями в общепринятом бытовом смысле. Причем, стержневой энергии действительно приписывают понятие «характер» как собирающую всех основных эмоций человека. И считается, что, если темперамент неизменен, то характер можно корректировать (в силу того, что темперамент есть некая результирующая динамических свойств нервной системы, то считаю, что и этот параметр «излечим»). Так вот, энергия всех ранних сосудов у взрослого человека уже распределена в поздних сосудах. Т.е. фундаментальные энергии уже преобразованы в поздних сосудах. Это, прежде всего руки, которым, как уже указывалось, Дао приписывает функции Управителя Позднего Неба, или управителя поздних сосудов. Именно здесь, прежде всего, - в руках проявляется энергия ЦЗИН, которая через действия рук воспроизводит энергию ЦИ или же гасит её.

Характер можно скрыть в обычном бодрствовании. Но он безжалостно проявляет себя во сне до тех пор, пока нет должной ясности, пока под сном мы разумеем есть «отсутствие и неведение», пока на вопрос: «Как спалось?» мы отвечаем: «…хорошо, глубоко, ничего не помню…». В завершение данной подглавы, как иллюстрации только что сказанного, хочу вспомнить картину Франсиско Гойя «Сон разума рождает чудовищ» и высказывание основоположника телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха: «Естественно, даже фашизм иногда бывает прав. Это относится к душевнобольному. Только он не знает, когда он бывает прав…».

     
Эric
отправлено 00:23, 02.04.2009
В современном мире думаю чтение скорее всего сойдет мало помалу на нет и человек будет получать информацию визуально без чтения, так скорее всего будет. А вы не пробовали вести например видео конференцию?

     
Игорь Лютый

отправлено 11:54, 02.04.2009
за мою почти 20-ти летнюю практику все формы коммуникаций у меня были
но книга всегда остаётся книгой - глаза являются самым "агрессивным" из органов чувств в смысле познания, принятия информации и борьбы за мысли.
Уши, к примеру - тоже активны, но уши не столь агрессивны в принятии инфо, они больше дают принятия персоны, которая несёт инфо, но не самой онформации
Другими словами глаза связаны с печенью
уши - с сердцем

Ведь когда вы разговариваете с батюшкой, вам важен сам человек, общение с ним,
но Библию всё же лучше читать (а потом проговаривать)

     
Эric
отправлено 22:49, 03.04.2009
я имел ввиду что вот здесь вы написали можно ведь на видео камеру, облегчить до маленького формата, закачать в блог, и воткнуть сюда ссылку. Здесь откроется видео и будет намного интереснее смотреть на Вас и Ваше повествование нежели читать что вы здесь написали.

Это просто совет. Вы так не пробовали? Например у Вассермана в ю-тубе так сделано. Благодарить не нужно. Я думаю что будет забавно и интересно

     
Игорь Лютый

отправлено 13:39, 04.04.2009
Хорошо сказали: "...забавно и интересно" прямо ток-шоу...
не забавы ради... впрочем, не буду оригинальным и сделаю проще: перечитайте:

за мою почти 20-ти летнюю практику все формы коммуникаций у меня были
но книга всегда остаётся книгой - глаза являются самым "агрессивным" из органов чувств в смысле познания, принятия информации и борьбы за мысли.
Уши, к примеру - тоже активны, но уши не столь агрессивны в принятии инфо, они больше дают принятия персоны, которая несёт инфо, но не самой онформации
Другими словами глаза связаны с печенью
уши - с сердцем

Ведь когда вы разговариваете с батюшкой, вам важен сам человек, общение с ним,
но Библию всё же лучше читать (а потом проговаривать)

     
Эric
отправлено 22:56, 05.04.2009
я это к чему сказал. во все времена когда людям было плохо чем их можно было отвлечь, правильно "хлеба и зрелищ" прям как у водки Виноградов ключевая фраза или кричалка или корпоративный лозунг который они использовали при рекламе своего продукта. Так вот народ чтобы привлечь нужно его прежде завлечь а потом уж наставлять на путь истинный(если он вам на самом деле известен и вы не ханжа считающий всех людей быдлом).

     
Игорь Лютый

отправлено 23:36, 05.04.2009
Эрик, вы, похоже совсем запутались в том, о чём идёт речь, с чего мы начали, и чего Вы хотите от себя, прежде всего.
Водку я не продаю, тем более на этом ресурсе в Великий Пост - это первое.
Ханжа и быдло - эти термины я давно не слышал, и от Вас не ожидал, опять же в Пост - это второе.
Я никого не наставляю "на путь истинный" и не учу, но отвечаю на Ваши вопросы - повторяю: отвечаю на Ваши вопросы - это третье
Прошу впредь, перед тем как спрашивать, думать, ЧТО Вы хотите от меня услышать, хотите ли вообще меня слушать,
хотя бы из-за уважения к себе и этому ресурсу
С уважением

     
Эric
отправлено 13:25, 14.04.2009
Вы меня не поняли. Не хотел Вас обидеть или вообще кого то, просто у меня манера выражаться такая - резкая. Я наоборот хочу вам помочь. У вас есть хорошие суждения и они мне нравятся, но в отрыве от основного контекста. А чтобы привлечь внимание людей в наше время к чему то бы ни было нужно в первую очередь завлечь народ. Я не говорю что вы продаете водку но вы продаете свое время на рассуждения по тем темам которые вам интересны. Вы же не будете отрицать что вам не нужны благодарные слушатели, но благодарных зрителей будет намного больше потому что это зрелищно.

     
Игорь Лютый

отправлено 22:28, 14.04.2009
дабы не повторяться, возвращаю Вас к своему предыдущему
тексту
добавлю лишь: мы оба говорим о себе

     
Эric
отправлено 23:14, 16.04.2009
А я думал Вы тоже эгоист

     
Игорь Лютый

отправлено 18:23, 27.04.2009
Нет-нет, что Вы!...
страха как раз нет.

я
в радости, когда можно, и в ярости, когда нужно!..
(остальное фрагментарно)

     
Эric
отправлено 00:09, 29.04.2009
Я в смысле что любите себя

     
Игорь Лютый

отправлено 12:21, 08.05.2009
я знаю себе цену.
себя люблю в смысле "принимаю себя любым" и отдавая себе отчёт в том, что близкого возлюбить нельзя, не возлюбив прежде себя.
даже самопожертвование невозможно без любви к себе, даже более того - требует этой любви как необходимого условия...

     
Игорь Лютый

отправлено 11:10, 27.07.2009
именно страх рождает ложные самоотрицания во имя "любви к ближнему" -
и при этом ссылаются на духовные авторитеты, начиная с светлого образа Христа. Но потому он и светлый, что был в любви, а не в страхе.
Он взял на себя грехи наши - но это не есть самоотрицание, скорее наоборот - принятие себя полностью...

     
 


Основан в 2008 году