Регистрация

   Форум

Кому повезло

СПИД-активизм в искусстве

Астахов Петр Викторович

Россия, Сызрань
31 год
отправлено 21:06, 21.10.2008
СПИД-активизм в искусстве


В новом тысячелетии гей-активизм стал постепенно перемещать фокус от проблемы СПИДа к другим вопросам, волнующим сообщество. На сегодняшний момент образовалось множество микро-движений, направляющих свои усилия на различные сферы. Активисты поднимают вопросы гомосексуальности в армии и дискриминации на рабочем месте, вопросы однополых браков и родительства. Несмотря на различные сферы интересов, активисты и люди искусства, ставящие своей целью изменение ситуации, опираются на опыт своих предшественников, доказавших, что творчество и искусство способны стать эффективным инструментом влияния на общество и власть.

В 80-х годах эпидемия СПИДа трансформировала существующее в 70-х движение активистов, которое всколыхнуло большое количество геев и лесбиянок и подтолкнуло их к протесту против подавления, полицейского преследования и дискриминации.

В начале и середине 80-х игнорирование правительством эпидемии СПИДа стало проблемой, объединяющей гей активистов. В первые годы эпидемии тема СПИДа практически не упоминалась в средствах массовой информации и в официальных кругах. В результате подобного игнорирования, многие гей активисты были вынуждены выражать свой гнев и скорбь через искусство. Как через его традиционные формы, которые принимались музеями и другими институтами культуры, так и огромным количеством безымянных работ, публичной графики, эмблем и мемориалов.

Подобные "политические", однако общедоступные произведения искусства достигали миллионов и помогли трансформировать восприятия СПИДа от "синдрома", о котором многие отказывались даже заговаривать, до предмета, который мог быть доброжелательно поднят в популярных печатных изданиях и телеэфире.

Грэн Фури

Одним из самых первых и влиятельных активистов, действующих посредством искусства, был Грэн Фури, основавший в 1988 сообщество художников как пропагандистский офис для группы активистов ACT UP. Грэн Фури, (Фури - Ярость) получившей свое имя от марки автомобиля, используемого на тот момент Департаментом Полиции Нью-Йорка, попытался отойти от "музейной" камерной роли искусства и вдохнуть новую идею в свои работы. Новой идеей стало информирование широкой публики и призыв к прямому действию, чтобы, в конце концов, преодолеть кризис ВИЧ-инфекции.

Для Грэна Фури первостепенной задачей стало выразить комплексные проблемы, ассоциирующиеся с темой СПИДа доступно и понятно, найти зрительную форму для шокирующей статистики СПИДа, исходящей на тот момент от Департамента по Контролю над Заболеваемостью Нью-Йорка. Чтобы пробудить общественный отклик его работы соединили в себе упрощенность коммерческой рекламы и продуманность политических аргументов. В большей степени они были адресованы улицам, а не художественным галереям. Сопровождаясь детально продуманными разъяснениями и слоганами, изображения были гораздо более убедительны.

В своих ранней графике группа Грэна Фури отражала тревожные новости о развитии эпидемии: "1 из 61 младенцев, рожденных в Нью-Йорке - ВИЧ-положительный". Следующий слоган был обращен к мужчинам: "Используй презервативы или беги прочь!". Первый официально спонсированный плакат группы призывал мир искусства вступить в борьбу со СПИДом: " Когда 47.524 ушедших навсегда - искусства недостаточно".

Деятельность Грэна Фури вызвала неоднозначные дискуссии и оценки в конце 80-х, начале 90-х в связи с такими проектами как банер, растянутый, на всю улицу с надписью: "Все люди со СПИДом - невинны". Надпись вызвала волнения и шум при демонстрации в Нью-Йорке в 1989. Подобное утверждение явилось полной противоположностью существующему на тот момент мнению, растиражированному СМИ, что люди с ВИЧ - или невинные жертвы, к которым относятся страдающие гемофилией и дети или виноватые сами в своих страданиях мужчины гомосексуалисты и потребители внутривенных наркотиков.

Изображение трех интернациональных гетеросексуальных и гомосексуальных пар, целующихся над надписью "Поцелуй не убивает: алчность и безразличие - да", появившись на боковушках автобусов Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго, вызвала следующий фурор того года. Оригинальная версия этой работы содержала также текст (который в некоторых городах был удален из-за своего "вызывающего" содержания), утверждающий: "Корпоративная алчность, бездействие правительства и безразличие общества сделало СПИД политическим кризисом".

Однако, самая провокационная работа Грэна Фури, за которую группа чуть не подверглась аресту, была выставлена в 1990 года на Венском Биеналле - одной из самых престижных художественных международных выставок. Грэн Фури не мог упустить такую возможность донести свою провокационную идею арт-активизма до Европы. "Непристойная" работа группы высмеивала Папу Римского за его негативные высказывания в адрес безопасного секса. Работа состояла из двух частей, каждая часть размером с рекламный щит. На одной стороне размещалось изображение Папы с текстом об отрицании церковью безопасного секса, а на другой эрегированный пенис размером в два фута с текстом о женщинах и использовании презервативов. Итальянские власти и организаторы выставки выдвинули группе обвинения в богохульстве. Лишь в последнюю минуту сочувствующие должностные лица предотвратили международный инцидент.

Помимо работ группы Грэна Фури, в ответ на кризис СПИДа возникло еще несколько значимых общественных проектов, такие как Проект "Молчание = Смерть", Проект "Красная Лента", СПИД Мемориал "КВИЛТ".

Проект "Молчание = Смерть"

В 1986 году, анонимная группа из шести мужчин геев основала проект "Молчание = Смерть" и создала графическую эмблему, которая стала синонимом СПИД-активизма. Эмблема "Молчание = Смерть", выполненная белым шрифтом, была вставлена в перевернутый розовый треугольник - знак, который нацисты принуждали носить гомосексуалов в концентрационных лагерях. Еще в 70-х гей сообщество признало этот знак символом свободы и раскрепощения. Как и в работах Грэна Фури, в работах проекта "Молчание = Смерть", были сделаны попытки, найти причины кризиса, ассоциированного с эпидемией, не в самой инфекции, а в иных социальных сферах - правительстве, корпоративной культуре, толпе, игнорирующей, безмолвствующей и даже спекулирующей на кризисе.

Проект "Красная Лента"

Другая художественная группа "The Visual AIDS Artists' Caucus", созданная в 1989 году основала проект "Красная Лента". "Красная Лента" была разработана как символ участия и поддержки людей, живущих с ВИЧ и борьбы со СПИДом. Первоначально символ был представлен петелькой красной шелковой ленты, закрепленной на отвороте или приколотой к одежде. Впервые символ был публично представлен в 1991 году, в популярном телешоу, в рамках акции "Бродвей против СПИДа".

С тех пор, Красная Лента стала широко распространенным символом во всем мире, воплощаясь в различных формах и версиях. В 1993, например, американская Почтовая Служба наладила выпуск марки в виде Красной Ленты с надписью "AIDS Awareness." Кроме того, лента, окрашенная в различные цвета и приколотая к одежде, как символ поддержки и понимания, стала использоваться и другими группами. Например, розовая лента стала символом борьбы с раком груди.

Со временем Красная Лента встретила незначительное сопротивление среди некоторых активистов, иронично утверждающих, что ранее значимый символ социального и политического заявления превратился в политически корректный аксессуар. Однако, несмотря на некоторую коммерциализацию, Красная Лента по-прежнему заявляет о необходимости осознания эпидемии, утверждает и демонстрирует солидарность и поддержку людей, живущих с ВИЧ.

Проект "ИМЕНА" - СПИД Мемориал "КВИЛТ"

Активист Клив Джонс основал СПИД Мемориал "КВИЛТ" в 1985 году как объединенную арт-работу сообщества, чтобы почтить память умерших от СПИДа. В 2003 году, уже хорошо известный мемориал "КВИЛТ", был составлен из 44.000 секций, и представлял 83.000 имен людей, умерших от СПИДа (это 19% всех смертей от СПИДа на тот год в США). Полотна были сшиты любимыми, друзьями, родными в память о своих близких.

Самая масштабная экспозиция Мемориала по размеру была равна 16 футбольным полям. На сегодняшний момент она настолько велика, что не может быть выставлена в полном объеме. Первый публичный показ Мемориала был организован в 1987 году в Вашингтоне в Национальном Торговом Центре во время марша геев и лесбиянок в защиту своих прав. В то время экспозиция заняла пространство чуть большее, чем футбольное поле и включала 1.920 секций. Годом позже экспозиция уже насчитывала 8.000 секций.

Знаменитости, политики, родственники, любимые и друзья зачитывали вслух имена, запечатленные на полотнах. Этот ритуал стал традиционным для всех экспозиций КВИЛТ в любом уголке мира.

СПИД Мемориал "КВИЛТ" самый масштабный арт-проект в мире. Проект был номинирован на Нобелевскую Премию Мира в 1989, стал сюжетом для многих литературных произведений, публикаций, театральных постановок. В 1989 году фильм "Общие нити: Истории КВИЛТ" (Common Threads: Stories From the Quilt) получил награду за самый лучший полнометражный документальный фильм.

Проект "День без Искусства"

Другой масштабной инициативой стал проект "День без Искусства". Ежегодный "Международный День скорби и Действия в ответ на эпидемию СПИДа" впервые состоялся в 1989. Проект был задуман, чтобы вынудить художественный мир противостоять эффектам эпидемии в пределах своего собственного сообщества.

В 1999, отмечалась десятая годовщина Проекта. К этой дате был создан художественный архив, насчитывающий около 3.000 цифровых изображений работ, созданных художниками, живущими с ВИЧ или умерших от СПИДа. Сегодня, Виртуальная Коллекция, сформированная в академический ресурс, размещена в различных музеях и университетах по всей стране.

СПИД активизм на сценических площадках

СПИД активизм также мощно заявил о себе и со сценических площадок. Диапазон примеров варьируется от пост модерна и экстравагантных феерий до открытых политических пародий и "ню" монологов Тима Миллера. Фактически, Миллер приковал к себе национальное внимание в конце 1980-ых, как выдающийся СПИД-активист и политический радикал. Миллер стал одним из четырех деятелей искусств, которым был перекрыт доступ к финансированию из Национального Фонда Искусств, в результате кампании по цезуре, возглавленной Сенатором Джесси Хелмсом.

Публичные арт-работы, несущие политические заявления, на тот момент стали эффективным источником привлечения внимания к проблеме СПИДа, стали набатом, объединяющим и призывающим к действию тех, кто был, затронут эпидемией.

Многие из этих проектов гремели по всей стране. Они получили широкое освещение в СМИ через агентства новостей и общественные радиостанции. Некоторые из них даже породили дебаты по инициативе геев и лесбиянок в Сенате Штата Иллинойс.

В результате, сегодня проблемы СПИДа стоят, открыто перед обществом и политикой. Благодаря сообществу активистов создана сеть благотворительных и социальных институтов, средств массовой информации, поддерживающих людей, живущих с ВИЧ.

В новом тысячелетии гей-активизм стал постепенно перемещать фокус от проблемы СПИДа к другим вопросам, волнующим сообщество. На сегодняшний момент образовалось множество микро-движений, направляющих свои усилия на различные сферы. Активисты поднимают вопросы гомосексуальности в армии и дискриминации на рабочем месте, вопросы однополых браков и родительства. Несмотря на различные сферы интересов, активисты и люди искусства, ставящие своей целью изменение ситуации, опираются на опыт своих предшественников, доказавших, что творчество и искусство способны стать эффективным инструментом влияния на общество и власть.

     
 


Основан в 2008 году