Регистрация

   Форум

Возможность задать вопрос на любую тему. Советы экспертов.

Строительство купели, обустройство родника

Кирилл Черников

отправлено 18:38, 10.12.2017
Традиция погружения во Иордань.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников, но первый пример подан был Самим Господом, когда он погрузился в Иордан и освятил естество воды. Почему именно в воде мы находим такую мощную исцеляющую силу? Святой Кирилл Иерусалимский объяснял это так: «Начало мира — есть вода, и начало Евангелия — Иордан». От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился сверху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени (то есть со времени Крещения) Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

При Крещении Господнем на Иордане произошло чудотворения: разверзлись небеса, низошёл Дух Божий в виде голубя и послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благословение». Так после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.


Икона крещения Господня

На Руси в праздник Крещения ходили на Иордань – вырубали в близлежащем водоеме прорубь и после освящения погружались в благословенные воды. В этой благочестивой традиции участвовали все от мало до велико. Это кузница духа.

Погружаться в Иордани в память о Крещении Господнем - это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274 г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество


ФОТО ДИВЕЕВО (19.01.2017-20-25)

ОСОБЫЙ УКЛАД НАРОДА СИЛЬНЫЕ ДУХОМ И КЛИМАТИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ЭТО ПОДВИГ. ПОГРУЖАЯСЬ В ЛЕДЕНЯЩИЕ БЛАГОДАТНЫЕ ВОДЫ РАДИ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. АМИНЬ.

БОГОЯВЛЕНИЕ ЭТО ВТОРОЕ НАЗВАНИЕ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ПОЭТОМУ И ПРИНЯТО ПОГРУЖАТЬСЯ ТРОЕКРАТНО.

ВОДА В ПРИРОДЕ НАХОДИТСЯ В ТРЁХ ЭПОСТАСЯХ ЖИДКОСТЬ, ПАР, ЛЕД. Но по сути одно химическое соединение. Это доказательства о единосущной и нераздельной ТРОИЦЕ.

Подавляющее большинство духовенства негативно относится к таким мероприятиям. И вот почему. С 18 по 19 января идет строгий пост – Крещенский Сочельник – вкушается пища без масла, согласно церковному уставу. Вопреки церковным канонам едят что хотят, пьют спиртное и, казалось бы, благочестивая традиция превращается в вакханалию. Пьяные мужчины и женщины с нецензурной бранью на устах вместо молитвы ныряют в прорубь, интернет этим пестрит.

ТАКИЕ ПРЕЩЕВАНИЯ ОСУЖДАЛИСЬ ЕЩЁ НА СТОГЛАВОМ СОБОРЕ. ГОД 1666 «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…».

Безусловно, с таким подходом к делу глупо надеется на благодать, а вот несчастного случая не избежать: переохлаждаются, заболевают, бывает, и тонут на водоёмах, как это не было бы печально. В этой связи безопасность осуществляют светские власти МЧС, МВД, медики. Духовенство освящает воду. Из числа сторонников похода на Иордань идут по окончанию службы, освящают водоёмы и погружаются в благодатные воды. Тут царит культура традиции и благочестивый подход.



Кто-то спросит: зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она уже освящена Крещением Самого Сына Божия? Увы, люди, хоть и обновленные благодатью Божьей, до смерти носят в себе семя первородного греха. Грешим и снова вносим в мир тление и нечистоту. Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое животворящее слово, даровал право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви, чтобы Церковь вопреки неоскудеваемому в человеке греху, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первозданную чистоту и святость. Освященная вода есть образ благодати Божьей: она очищает верующих людей от духовных скверн.

Происхождения купели.

Объективности ради нужно сказать и о ветхом завете. Он не только не противоречит и не опровергает, но и прямо продолжает его, как день сегодняшний продолжает всю череду дней прошедших. Ветхий Завет не случайно и не по ошибке включен Церковью в состав Священного Писания. Это такая же драгоценная часть духовного наследства христианина, такой же объект его веры и поклонения, как и Новый Завет. Они соотносятся, как корни и крона одного дерева[2]. Хорошо выразился бл. Августин: «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» (На I Кор. 6).

В ветхом завете существовала традиция омовения в священных водах и это не являлось гигиеническое требыванием, а нравственно духовную имеющий сакральный смысл. Часто это совершалось в реке Иордане или Силоаме - источнике, бассейне, который существовал близ Иерусалимского Храма.


В евангелие – купальня Вифезда (Дом Милосердия) в Иерусалиме у Овечьих ворот. Там было пять крытых ходов в которых лежали больные и ждали момента, когда Ангел Господень сойдет в купель и вода обретёт целебные свойства. И кто первый сходил в воду, исцелялся от всех болезней. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. Само же древо тоже оказалось здесь не случайно. Некогда став плодом послушания Лота (носившего долгие годы воду из Иордана, чтобы поливать три посоха из кипариса, певка и кедра), произросло необычное дерево из оживших посохов. При постройке Храма Соломона это дерево срубили, но для строительства так и не использовали, т.к. оно чудесным образом меняло размер. Дерево было брошено в купель, где пролежало около 700 лет. Именно это "греховное" древо Лота фарисеи решили использовать для казни Спасителя.

Об исцелении в Силоамской (на еврейском Вифезда) купели читаем в Евангелии от Иоанна (9:1-15). Здесь Иисус возвращает зрение слепому от рождения человеку.

Эта благочестивая вспомогательная традиция открывается нам в новом ключе орошённая молитвой сонмом святых угодников Божьих.
Для рассказа обо всех святых источниках на Руси не хватит толстого тома. И уж точно никакие книги не вместят перечислений тех чудесных исцелений, которые случались и случаются! — при посещении больными святых источников. Мы не будем даже пытаться пересказывать хотя бы малую часть таких историй. Бессмысленно уповать на помощь святых источников, если в сердце нет истинной веры в Бога. Нелишне тут вспомнить и наставление святого Феофана Затворника.

«Сходить в какое-либо святое место, в чаянии исцелиться, хорошо, — наставлял Феофан Затворник. — Но не по своему гаданию, а когда будет такое указание. На колодезь отца Серафима Саровского хорошо добраться, но если вера есть теплая». Святитель говорит нам, что посещать святые источники куда полезнее с благословения старца или приходского священника. А самовольные «купания» часто не дают ожидаемого результата. Некоторым она противопоказаны с точки зрения медицины. Выпить святой воды с молитвой хорошо.
Пейте святую как можно чаще. Это самое лучшее и эффективное лекарство. Это я вам говорю как священник и врач. Из моего медицинского опыта.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

Купели на источниках повсеместно стали появились сравнительно недавно и в большей степени это связано с Дивеево. Всеобщая любовь к преподобному Серафиму Саровскому и его родникам, о которых он молился, что бы вода там была целебная, произвели огромное значение, духовный подъём и большое количество исцелений. За что и нарекли в народе батюшкины источники русская Вифезда, но исцеления происходили постоянно по молитвам старца Серафима в отличии от Иерусалимской.

Стоит уточнить, что изначально паломники обмывали тело под струёй воды, которая бежала из святого кладезя или ведра. Об этом факте свидетельствуют старинные фото и летописи.


Фото старинное Дивеево

Видимо из-за большого количество паломников кому-то пришла мысль построить крытую обливальню. Придать этой благочестивой, вспомогательной традиции целомудренный вид.

По техническим параметрам стали обустраивать купели. Прообразам купели является, полоскалка или портомойка их строили у родников, где жители стирали бельё. В преддверии Крещения её тщательно вымывали, освящали воду для погружения и забора воды в роднике. После отдания праздника спустя неделю разрешалось пользоваться для его прямого назначения. Некоторые источники переоборудовались из промышленных в святые и слыли целебными, по особому указанию БОЖЬЕМУ .


Фото источник Лаврентия Калужского но портомойка до сих пор осталась. 2017.06


Святая Русь богата угодниками Божьими, которые так же искапывали святые кладези, от которых происходили множество исцелений. Со временем популярность омовенье при святых источниках привела к повсеместному обустройству купален и обливален.

ОМОВЕНИЕ В КУПЕЛИ ПРИ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКАХ СВЯЗАНО С ОБЩЕЙ ИДЕЕЙ ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ И ОСТАВЛЕНИЯ ВСЕГО СТАРОГО И ВЕТХОГО. ПО МОЛИТВАМ СВЯТОГО-СВЯТОЙ В ЧЕСТЬ КОГО ОСВЯЩЕН ИСТОЧНИК.

ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ

Для многих омовение становится первым шагом на пути к воцерковление или укрепления в вере.


Тихонова пустынь 2017.05

Черников Кирилл Васильевич

     
Кирилл Черников

отправлено Вчера, 14:40


Москва. 19 января. INTERFAX.RU - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рад, что все больше людей окунаются в купели в праздник Крещения и критикует тех, кто воспринимает это с озлоблением.

"Иногда бывает так, что наши злые мысли, дела, наша ненависть к людям ожесточает сердце настолько, что человек не способен воспринимать силу благодати, даже даруемую ему бесплатно, без всяких усилий с его стороны самим Богом. А иногда вместо умиления и радости - озлобление, борьба с религиозными предрассудками: "Что это такое? У нас что, народ с ума сошел? Еще детей тащат в купели! О здоровье бы позаботились!" - сказал патриарх в понедельник, в праздник Крещения, после литургии и чина освящения воды в Богоявленском соборе Москвы.

По его словам, такие люди не о здоровье заботятся, они "не могут душой своей принять благодать Божию".

"В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы, чтобы погрузиться в эти воды", - заявил предстоятель.

Как отметил он, сегодня очевидно, что те, кто окунулись в крещенскую купель, "не столько к традиции народной приобщились, не столько к обычаю предков, как к чему-то для них самих неведомому", и из этой купели многие стали выходить "другими, почувствовав силу Божественной благодати".

Указав на то, что эту благодать нелегко удержать, что человек "в круговерти повседневной жизни начинает забывать этот опыт", патриарх пожелал, чтобы прикосновение людей к святой воде в праздник Крещения "привело нас к иной жизни, чтобы радость переживания присутствия Божественной благодати было настолько сильным и значимым, чтобы оно изменило нашу жизнь, каждого из нас, а все мы вместе - народ".
https://ok.ru/video/690226470

     
 


Основан в 2008 году