Регистрация

   Форум

"Увидеть своими глазами"

Доклад епископа Егорьевского Марка

Амунов Андрей

Россия, Воронеж
33 года
отправлено 07:32, 26.10.2008
Доклад епископа Егорьевского Марка «Православное паломничество в XXI веке глазами современников» на IV общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность»


На наших конференциях мы много говорим о различных аспектах современного паломничества, делимся проблемами, обмениваемся опытом организации и проведения паломнических поездок. Эти темы, безусловно, очень значимы для успешной и эффективной деятельности паломнических служб. Однако, на мой взгляд, не меньший практический интерес представляет изучение мотивации современных паломников, анализ целей, которые они сами ставят перед собой, направляясь к святым местам, а также тех впечатлений, которые они выносят из поездок.
Полагаю очевидным, что за последние 10-15 лет уровень духовного просвещения наших соотечественников вырос. Церковная жизнь уже не воспринимается людьми как terra inсognita, многие хорошо осведомлены о правилах поведения в православном храме, смысле и значении совершаемых здесь священнодействий. Однако мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества. Основные тенденции современного восприятия православного паломничества позволяют выявить отзывы паломников, помещённые на различных православных ресурсах сети Интернет.
Эти данные свидетельствуют в первую очередь о том, что социальный и возрастной состав современных паломников очень разнороден. Если даже семь лет назад подавляющее большинство участников паломнических поездок составляли женщины, как правило, зрелого возраста, то сейчас по святым местам отправляется всё больше молодёжи, что особенно отрадно – воцерковлённой, в том числе члены православных молодёжных объединений. Многие люди более зрелого возраста паломничают семьями, часто с детьми. Всё чаще среди паломников встречаются представители так называемого «среднего класса» – люди, по роду своей деятельности никак не связанные с церковным служением, и это тоже отличительная черта нашего времени.
Современных паломников можно условно разделить на две категории. Первая и, увы, пока меньшая по численности, включает людей укоренённых в Православии, как правило, образованных, хорошо ориентирующихся в реалиях церковно-общественной жизни, чётко представляющих себе цели и задачи паломничества. Их впечатления от поездок информативны, изложены церковным языком, часто с привлечением исторических сведений (1,2).
Другая категория паломников – люди, недавно переступившие порог храма. Направляясь в паломничество, они руководствуются самыми разными источниками информации, в том числе рассказами других паломников, далеко не всегда компетентных. На их мотивацию большое влияние оказывает характер подачи информации о поездках, предоставляемой паломническими структурами. К сожалению, даже самое беглое знакомство с содержимым рекламных листовок, в изобилии распространяемых сегодня по храмам, а также рекламы в Интернете выявляет примеры удручающей духовной безграмотности. Продолжает процветать пропаганда утилитарного, прагматичного подхода к посещению святых мест, многократно подвергавшаяся обоснованной критике на наших конференциях. Собранием характерных «перлов» является рекламный текст, размещённый на сайте одной из паломнических служб северной столицы. Эта служба образована, как особо подчеркивается в тексте, «с Божьей помощью» и «с учётом главных интересов православного паломника: посетить монастыри и труднодоступные святые места русской глубинки, встретиться со старцами и духоносными священниками…» (3). В качестве ремарки хочу заметить, что цель паломничества всё же поклонение святым местам, разумеется, вне зависимости от их досягаемости, а коммерциализированная и поставленная «на поток» организация встреч со «старцами и духоносными священниками» вообще недопустима. Эта тема, на мой взгляд, заслуживает в будущем отдельного серьёзного разговора.
Аргументом в пользу посещения монастырей, согласно рекламе на этом сайте, является наличие в них «святых целебных источников и других святынь». Апофеозом недомыслия, другое слово в этом случае трудно подобрать, представляется утверждение: «во время нашего путешествия царит атмосфера Божией благодати и любви к ближнему, благодаря чему на время поездки обычный человек и становится паломником»(3)! Подобным псевдоцерковным нравоучительным тоном нередко злоупотребляют и сопровождающие паломнические группы, полагая, что таким образом они свидетельствуют о своей компетентности. К сожалению, этот стиль у них нередко перенимают паломники, ошибочно считающие, что только так можно говорить о Православии. В результате нередко рассказы о посещении православных святынь изложены высокопарным напыщенным слогом, чуждым реальному живому языку и не воспринимаемым обычными читателями.
Неверно расставленные организаторами паломничеств акценты дезориентируют неопытного паломника, а у более сведущих вызывают неприятие. Например, приглашения совершить паломничество с целью посещения «старца» или участия в совершаемом им богослужении, многими уже воспринимаются очень критично (4, 5), что свидетельствует о здравом православном взгляде. Подобное предложение, исходящее от московской паломнической организации, на одном из форумов было прямо названо кощунством (6).
Однако есть и те, кто с особым пиететом относятся к посещению отдельных храмов и монастырей в глубинке именно из-за того, что там якобы подвизаются священнослужители, наделённые особыми духовными дарами (7). Такие люди ищут зримого, гарантированного чуда, в этом видят смысл паломничества и именно так объясняют его другим. Участник одного православного интернет-форума, например, приглашал всех желающих в паломническую поездку во Владимирскую епархию к священнослужителю, который «лечит крестом» и к которому «можно подойти по жизненным вопросам» (8). В качестве особых преимуществ поездки указывалось на возможность принять участие в церковных таинствах, причём априори подразумевалось, что таинства, совершённые этим священником, особенно благодатны. В другом случае предлагалось посетить «старца-схимника» в Ивановской епархии, который «может отчитывать», а по ночам совершает таинство Соборования, на которое собираются целые автобусы богомольцев (5). Показательно, что в процессе общения посетителей форума выяснилось, что приглашать в такую поездку благословил своих духовных чад сам упомянутый схимник (9).
Другим следствием сугубо нецерковного подхода к паломничеству, который во многом провоцируется безграмотной рекламой, является восприятие паломнических поездок как лечебной процедуры. Акцент на посещение «святых целебных источников» приводит к тому, что к оценке эффективности паломничества подходят с количественной меркой: поездка считается успешной, если удалось приложиться ко всем святыням, искупаться во всех источниках, то есть исполнить определённый ритуал. К сожалению, прагматизм нашего времени проецируется и на духовную жизнь. Люди более охотно едут в паломничество, если ожидают, что эта поездка принесёт им внешне заметные перемены к лучшему: позволит устроить личную жизнь, найти работу, достичь материального благополучия.
Нередко к паломничеству подходят с эстетических позиций, стремясь побывать там, где красиво, где можно видеть древнюю храмовую архитектуру, насладиться церковными песнопениями в исполнении монашеских хоров. Значение визуальных впечатлений, разумеется, нельзя отрицать, но жаль, если только это остаётся в памяти от посещения святого места.
Отрадно, что большинство наших соотечественников сходятся в том, что паломничество является формой соприкосновения с иной духовной реальностью, более важной, чем окружающая повседневная жизнь. На вопрос «Зачем вы отправляетесь в паломничество?», заданный на страницах «Живого журнала», были даны следующие ответы: «за глотком воздуха», «за подкреплением, душевным спокойствием», «попросить помощи в семейных делах», «помолиться о здравии ближних и об упокоении души сродников» (10).
Согласны они и с тем, что посещение святых мест требует особого настроя, поэтому к поездке надо заранее готовиться как морально, так и физически. На одном из православных сайтов довелось даже видеть призыв поститься в течение недели перед паломнической поездкой, отказаться на время паломничества от суеты и праздных разговоров, от употребления сигарет, пива, косметики, а наряду с этим и от мясной и молочной пищи (11). В большинстве случаев люди осознают, что подлинное паломничество – это подвиг, связанный с физическими и, главное, молитвенными усилиями (12). В отзывах паломников встречаются свидетельства о чудесной помощи, полученной по молитвам перед иконой или у мощей святого (13). Для некоторых участников паломнических поездок они ценны также возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни (14).
Порой в паломничества отправляются люди совсем нецерковные или совсем недавно переступившие порог храма. При посещении святых мест они движимы в большей степени любопытством, воспринимая их как нечто экзотическое. В основном такие паломники обращают внимание на бытовую сторону жизни посещённых ими храмов, а особенно монастырей. Они более взыскательны, от них чаще можно слышать жалобы на отсутствие или комфорта в поездке, или ожидаемого радушия от принимающей стороны (15).
Негативные впечатления паломников в основном вызывает плохая организация поездок со стороны паломнических служб. Людям не нравится, когда организаторы паломничеств «свои ошибки и недоработки объясняют искушениями, которых может и не быть, если немного лучше и ответственней относиться к тому, чем занимаешься» (16), отталкивает то, что «за смирение и послушание паломников ими пренебрегают», «общий настрой таков, что верующему можно ничего из комфортных условий не предлагать», а ведут себя сотрудники паломнических служб порой так, «будто они, а не Бог нам даёт благодать» (17). Как, на мой взгляд, совершенно справедливо заметил один из паломников: «с одной стороны подвижничество – хорошо, но с другой – это чьё-то нерадение о тебе, за твои же деньги… Не должно быть слишком комфортных условий, но минимум должен быть. Ведь не война же сейчас. Главное, чтобы ты почувствовал минимальную заботу о себе» (17).
Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что отношение к паломничеству наших современников находится в прямой зависимости от уровня их духовного просвещения. Встречающееся искажённое восприятие православного паломничества является рецидивом неофитства и врачуется только терпеливой и грамотной разъяснительной работой. В этой связи на организаторах паломничеств лежит особая ответственность: сегодня мало быть только хорошим организатором, нужно быть и миссионером. К этому и призываю всех участников нашей конференции.

     
 


Основан в 2008 году